Официальная интернет-версия бумажного журнала

Развиваем речь малыша

Автор статьи:

Надежда Рудакова

12 февраля 2015

Иногда родители считают, что новорожденные дети не воспринимают речь, поэтому нет смысла разговаривать с ними. Ребенок подрастет, ему исполнится год, и только тогда необходимо будет заниматься с малышом, развивать его. А пока, кроме милых «агу», ничего от крохи не услышишь, и отвечать ему можно такими же приветствиями. Итак, стоит ли ждать годовалого возраста, первых слов ребенка, для того чтобы учить его произносить разные слова? Могут ли новорожденные понимать речь и насколько осознанно они реагируют на нее?

 

О чем кричим?

С криком приходит в наш мир практически каждый ребенок. Именно криком новорожденный оповещает весь мир: «Я появился, я теперь буду рядом с вами!» В первые минуты жизни малыш испытывает яркие ощущения, ведь до этого он находился в уютной материнской утробе, все его потребности удовлетворял материнский организм. Теперь кроха должен более настойчиво оповещать о том, что ему дискомфортно или хочется есть. И именно крик на первом этапе жизни является самым эффективным способом напомнить о себе. Но не стоит воспринимать плач только как требование, возможно, малыш просто хочет пообщаться, хочет, чтобы кто-то был рядом, поговорил с ним, спел колыбельную. Чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь понаблюдать: иногда младенец закричит и ждет, пока придет кто-то, возьмет его на руки. Если желание не исполняется сразу, следующий крик будет намного громче и настойчивее. В конце концов дети все равно добиваются своего.
Возможно, такой своеобразный способ общения выбран еще неосознанно, на уровне рефлекса, но он на определенное время является единственно возможным.
Спустя несколько недель после появления крохи на свет можно заметить, что его крик имеет разные интонации и тональность. По-разному малыш требует внимания, сообщает о боли или о голоде. Внимательные родители постепенно постигают все нюансы плача ребенка, и им легче догадаться, что он требует. О том, что крик – это не просто громкие и бессмысленные звуки, а первый способ общения, и говорит смена тональности, интонации.

Стадия милого гуления

Гуление малыша всегда вызывает у взрослых восторг, приятные эмоции, желание вторить ему с помощью таких же звуков. В составе самых простых слогов обычно присутствует звук «г» и различные гласные. Гулить ребенок начинает в большинстве случаев где-то в полтора-два месяца. Это своеобразный международный язык детей, ведь если записать гуление деток из самых разных стран, можно понять, что делают они это одинаково.
Интересно, что такие разговоры детки могут вести и наедине с собой, когда у них особенно хорошее настроение, сон был сладким, обед вкусным и ничего в данную минуту не беспокоит.
В гулении также присутствуют самые разные интонации, громкость звучания также может быть различной. Количество простых слогов со временем увеличивается.
На таком уровне и родители с удовольствием общаются с детками, стараются вторить ребенку, улыбаются в ответ на произнесенные слоги. Это одни из самых приятных минут общения. Мамы и папы могут уже отметить, что любимое чадо активно «говорит», обращается именно к ним. Часто гуление предназначено только родным людям, перед чужими малыш может просто молчать. Во время гуления ребенок ждет ответной реакции, ведь недаром он смотрит в глаза маме, протягивает к ней ручки, старается коснуться лица. Очень важно находить время для таких «разговоров», поддерживать общение, отвечать своему маленькому собеседнику. Ведь дети слышат голос, запоминают его, привыкают к определенным словам.
Гуление станет очень важным этапом формирования речи, если родители будут активными, будут поддерживать маленьких учеников. Такая работа совсем не сложная для родителей, все происходит естественно. Говорить с новорожденным можно и в процессе купания, и при пеленании, во время прогулки. И вскоре ребенок при виде знакомого лица и звуке теплого родного голоса начнет проявлять радость. А в такой атмосфере ему легче учиться и более сложным навыкам.  

Взрослеем и – лепечем

Полугодовалые дети переходят к более сложным способам самовыражения, и начальное гуление сменяетсяч милым лепетом. Это уже четкие слоги, в которых хорошо слышны и согласные, и гласные. Слоги произносятся сначала редко, потом становятся привычными. И сердце окружающих тает, когда они слышат «ба-ба» или «ма-ма-ма». Очень важно поддержать своего малыша и на этой стадии, стать его «собеседником». Активизация этих речевых навыков положительно скажется на дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы он видел лицо мамы или папы, бабушки, видел артикуляцию, выражение лица. Для деток взрослая речь – это один из способов обучения, поэтому очень важно говорить выразительно, четко, сопровождать свою речь соответствующей мимикой. Обязательно следует обращаться именно к ребенку, а не просто разговаривать между собой в присутствии детей.
Специалисты рекомендуют постоянно заниматься развитием ребенка, его речи, активно реагировать на его лепет, четко разговаривать с ним. Но такие занятия – не самое главное. Важно, чтобы малыш чувствовал любовь, заботу, знал, что он дарит удивительное счастье.

И вот – первые слова!

Ближе к году детки начинают произносить первые осознанные слова. И на этой стадии любовь и внимание родителей особенно важны: именно в такой атмосфере учиться детям намного легче.
В 11–12 месяцев дети прекрасно воспринимают чтение книжек с красивыми картинками и понятными историями. Естественно, показывать картинки можно и раньше, но в этот период чтение будет иметь больший эффект.
Ошибкой родителей является использование неестественных слов, с которыми они стараются опуститься на уровень ребенка. Чем правильнее будет речь родителей, тем грамотнее будет говорить их малыш. Никаких «ляли», «бо-бо» и других «сладеньких» выражений. Но одновременно нужно спокойно относиться к тому, что дети будут использовать придуманные самостоятельно слова – ведь им сложно сразу выговорить правильно.
Необходимо также проводить манипуляции, направленные на тренировку мышц губ и щек малыша. В них нет ничего сложного. Например, можно купить для ребенка симпатичную свистульку, дудочку или губную гармошку, в которую будет дуть «юный музыкант». Полезно выдувать мыльные пузыри или воздушные шары. Такие занятия улучшат артикуляцию и, следовательно, сделают более четкой детскую речь. К тому же малышу будет весело, а что может быть лучше довольного ребенка?
Как и в первые месяцы, в первые годы важными являются в общении жесты, мимика. Нужно активно использовать эти приемы, именно они делают речь экспрессивной, богатой. Многие слова сопровождаются жестами: например, когда малыша учат говорить «пока», обязательно машут прощально рукой. Так слово быстрее запоминается.

Если ребенок долго молчит

Большинство родителей переживают и с нетерпением ждут, когда же их ребенок произнесет первые слова. Они внимательно прислушиваются к рассказам знакомых или коллег, хвастающихся достижениями своих деток.
Если с первых дней малыш кричит с различными интонациями, если спустя время он гулит, потом переходит на лепет, волноваться не о чем. В свое время кроха порадует первыми словами, а потом и вовсе замучает родителей беспрерывным «почему, когда, где?».
Очень часто родители понимают ребенка без слов, и тогда у него просто нет необходимости что-нибудь произносить, говорить. Что можно посоветовать в этой ситуации? Делаем вид, что мы  не понимаем, чего от нас хочет ребенок, пока он не попытается сказать нам об этом.

Каждый малыш – особенный, так же как индивидуальны его окружение и члены семьи. Поэтому и развитие речи, коммуникативных навыков также будет индивидуальным, не стоит полностью равняться на строгие предписания педиатров, на примеры других детей. Малыш, который
растет в любви, чувствует семейное тепло, обязательно порадует и милым лепетом, и сложными философскими вопросами.

Комментарии

Всего комментариев: 0
Отменить

Другие статьи раздела

Прорезывание зубов у грудничков: что нужно знать родителям?

Почему малыш плачет?

Первые шаги

Осенние болезни

Как вдохновить папу

Аденоиды: лечить или оперировать?

Сухой воздух: чем он мешает детям

До чего дошел прогресс!

Как подобрать методику раннего развития?

Шаг за шагом

Все статьи раздела »

Наши авторы

Редакция журнала

Редакционные материалы

Статей на сайте: 476

Екатерина Смирнова

Редактор журнала

Статей на сайте: 129

Анна Доброва

Врач высшей категории, акушер-гинеколог "Школы родов онлайн"

Статей на сайте: 8

Светлана Банникова

Перинатальный психолог

Статей на сайте: 8

Марина Щербакова

Врач-педиатр высшей категории, заведующая КДЦ Перинатального Медицинского Центра

Статей на сайте: 6

Алена Минц

Врач акушер-гинеколог, главный редактор "Роды.ru"

Статей на сайте: 4

Ольга Полякова

Врач-педиатр, неонатолог, зам. главного врача клиники «Мать и дитя» Кунцево

Статей на сайте: 2

Сергей Арабаджян

Заведующий акушерским отделением КГ «Лапино»

Статей на сайте: 2

Светлана Золотарева

Перинатальный психолог

Статей на сайте: 2

Виктория Сысоева

кандидат медицинских наук, врач-педиатр, руководитель «Школы родов онлайн»

Статей на сайте: 1

Все авторы »