Официальная интернет-версия бумажного журнала

Комфорт и безопасность для маленького пассажира

Первое свое автопутешествие малыши совершают в возрасте нескольких дней — когда их везут из роддома домой. И с этого момента — кто чаще, кто реже — являются полноправными пассажирами автомобиля. И главная задача родителей — обеспечить максимальную безопасность маленьких «участников дорожного движения». Считавшееся всего несколько лет назад чуть ли не предметом роскоши, детское автомобильное кресло прочно вошло в нашу жизнь и стало необходимым атрибутом практически каждой машины — от скромных отечественных «жигулей» до солидных «мерседесов». Производители товаров для детей уловили новые тенденции российской жизни и представили на рынке различные модификации «специальных детских удерживающих устройств» — от автолюльки до сиденья-подкладки. Многообразие товаров настолько велико, что порой мамам и папам оказывается непросто сделать правильный выбор — ведь каждый продавец рекламирует свой товар как самый лучший и надежный. Давайте вместе попробуем разобраться в том, какие существуют модели детских кресел, чем они отличаются друг от друга и какое именно подойдет для вашей машины.

Главное — безопасность
Итак, в первую очередь детское удерживающее устройство должно соответствовать Европейскому стандарту безопасности, то есть иметь значок ECE R44/03 или ECE R44/04, а также оранжевый «знак официального утверждения» Е 2. Такая маркировка сообщает о том, что изделие рекомендовано к использованию, поскольку прошло испытание на прочность в специальном институте.
Варианты автокресел бывают самые разные и способны удовлетворить нужды самых взыскательных покупателей. Есть автокресла, рассчитанные на малышей с рождения до года, есть сиденья для детей, весящих 22–36 кг, а есть и универсальные. В зависимости от потребностей и в соответствии с рекомендациями можно приобрести именно то кресло, которое будет служить верой и правдой вашему ребенку — в течение года или до достижения им 12-летнего возраста, либо составить комбинацию из различных видов удерживающих устройств. Сориентироваться при покупке поможет номер группы автокресла.

Для самых маленьких…
Например, для малышей, еще не умеющих самостоятельно сидеть, предназначены изделия группы 0 (для детей весом 0–10 кг) — люльки для колясок, которые можно установить на заднем сиденье автомобиля с помощью специальных крепежных ремней. Именно такие модификации представлены на рынке компанией Recaro. В «бэби-коконе» (группа 0+, предполагаемый вес ребенка 0–13 кг) малыш фиксируется широким мягким ремнем, а вокруг его головы размещается дополнительная защита. Такое кресло в целях обеспечения максимальной безопасности устанавливается на заднем сиденье автомобиля лицом против хода движения. Это многофункциональное кресло-переноска, которое может использоваться и как качалка, и как стульчик, и как гамак, установленный на шасси прогулочной коляски. Именно на этих моделях специализируется компания Peg Perego. Следом идут автокресла групп 0+ и 1 (для ребятишек весом 0–13 и 9–18 кг), имеющие несколько положений наклона — для сна и бодрствования. Они сходны по конструкции, только изделия группы 0+ устанавливаются лицом против ходя движения, а устройства группы 1 (например, от Kurutto) — только по ходу автомобиля и на заднем сиденье.

И для тех, кто подрос
Детишки постарше будут чувствовать себя уютно в кресле группы 2 (рассчитанном на вес 15–25 кг). В этих модификациях (таких, как в компании Romero) по мере роста ребенка осуществляется переход от использования внутренних ремней собственно кресла к внешним — автомобильным, а также имеется возможность в дальнейшем снять спинку, оставив только основание. Устанавливаются такие кресла только сзади и по ходу движения. Для самых старших детей в качестве безопасного удерживающего устройства используются только сиденья-подкладки (Brevi, Maxi-Cosi), относящиеся к группе 3 (предполагаемый вес ребенка 22–36 кг). Ребенок при этом фиксируется обычными автомобильными ремнями безопасности. Кроме того, выпускаются универсальные кресла-трансформеры, подходящие для нескольких групп детей — 1, 2 и 3. Именно такие модификации можно найти у Chicco.

Забота о комфорте и защите
Самым лучшим автокреслом для вашего ребенка окажется то, в котором он будет чувствовать себя максимально комфортно. Этот аспект является основным, поскольку малыш, которому неудобно лежать или сидеть, начнет капризничать, попытается вылезти из кресла, будет отвлекать водителя от движения, тем самым существенно снижая безопасность. Поэтому лучше всего отправляться за покупкой вместе с сыном или дочкой — ведь именно ребенку предстоит проводить в автокресле по нескольку часов, особенно в дальней поездке или пробке. Дайте малышу возможность «примерить» изделие, посидеть в облюбованном кресле хотя бы в течение того времени, которое вы потратите на беседу с продавцом.
Очень важно — в первую очередь для самых маленьких пассажиров, — чтобы удерживающее устройство имело регулируемую спинку. Тогда малыш в любую минуту сможет поспать, утомившись от длительного путешествия. Для детей до 3 лет обязательно наличие внутренних Y-образных или пятиточечных ремней, способных предохранить их от характерных повреждений брюшной полости и травмы позвоночника. Обязательно обратите внимание на боковую защиту и матерчатую прокладку у замка пряжки, которая соединяет ремни в зоне промежности, поскольку при фронтальном ударе на это место приходится серьезная нагрузка. Прокладка должна быть достаточно мягкой, широкой и упругой, чтобы не травмировать ребенка (особенно мальчика).
До покупки желательно проверить, насколько легко устанавливается выбранная модель в салон вашего автомобиля, чтобы при начале использования не обнаружить с удивлением какие-либо проблемы. И разумеется, необходимо ознакомиться с результатами краш-тестов — это является одной из основ осознанного выбора.

Вперед или назад?
Как было сказано выше, детские автокресла могут устанавливаться как по, так и против хода движения автомобиля. Родителям следует знать, что ребенок, сидящий лицом назад, защищен значительно лучше: ведь тогда при аварии (от которой, увы, не застрахован даже самый опытный водитель) при лобовом столкновении малыша просто плотнее вдавит в ложе. Если же ребенок сидит лицом по ходу движения, вся нагрузка через ремни придется на его грудь и живот, а голова, резко подавшись вперед, создаст опасную нагрузку на шейные позвонки. Поэтому лучший выход — как можно дольше сажать малыша спиной вперед, а чтобы ему не было скучно, брать с собой различные игрушки и как можно больше общаться с сыном или дочкой: рассказывать сказки, читать стихи, петь с ним песенки. Это поможет маленькому пассажиру значительно легче перенести дорогу.

От одного до четырех
Сколько автокресел будет у вашего малыша до тех пор, пока он не станет подростком, решать вам. Но в любом случае их окажется не меньше двух. Например, автолюлька (0), кресло (0+/1), кресло (1–2–3 или 2–3). Либо «бэби-кокон» (0+) и автокресло (1–2–3). А в третьем варианте их вообще оказывается четыре: автолюлька (0), «бэби-кокон» (0+), кресло (1), кресло (1–2–3 или 2–3). Поэтому предпочтительнее выбирать автокресла в специализированных магазинах, где представлены все модификации. Так вы выберете именно те модели, которые вам подойдут, и будете иметь представление о том, какое удерживающее устройство нужно приобрести вслед за первым.
Несмотря на явные преимущества автокресел, некоторые родители продолжают считать, что ребенку 4–12 лет достаточно обычной подушки. Разумеется, это представление ошибочно. Ведь основное назначение бустера (сиденья автокресла) — расположить автомобильные ремни безопасности так, чтобы они не проходили по жизненно важным органам. Посмотрите: нижняя, горизонтальная часть ремня за счет специальных направляющих смещается из опасной области желудка вниз, к тазу, а чтобы диагональная часть ремня не давила на шею, используют специальный фиксатор на ремешке, оттягивающий ремень к груди. Разве обычная подушка сможет обеспечить такую безопасность?

Установить? Легко!
Обычно установка автокресла в машину не требует особых усилий, поскольку его можно поставить даже в старую модель «жигулей» с безынерционными ремнями. Если проблемы и возникают, то только из-за недостаточной длины самих фиксирующих устройств, причем не только в отечественных, но и в некоторых японских автомобилях. Выход из этой ситуации довольно простой — надо приобрести и установить на автомобиль более длинные ремни. Вот еще одна причина, по которой перед покупкой лучше все-таки сделать «примерку».

Новые тенденции
В последнее время появился новый, европейский стандарт системы жесткого крепления детского автокресла к кузову автомобиля ISOFIX, не требующий для фиксирования ремней безопасности. Кресло просто вщелкивается в специальный крепеж, вмонтированный в заднее сиденье автомобиля. Правда, для большей устойчивости некоторые модели автокресел с системой ISOFIX оснащаются дополнительными упорами в пол или ремнями, фиксирующими верх спинки кресла через специальные проушины в багажнике. В настоящий момент с ISOFIX выпускаются только кресла групп 0+ и 1, имеющие внутренние 5-точечные ремни. В дальнейшем планируется расширение «парка» детских удерживающих устройств до полной линейки. Собственно, основным преимуществом этой системы является простая, быстрая и надежная установка кресла в машину. ISOFIX становится все более популярным, поэтому некоторые западные производители уже наладили выпуск автомобилей, имеющих данное устройство в «базовой» комплектации. При этом если детское кресло снято, то крепежные элементы практически незаметны и не доставляют пассажирам никаких неудобств. У ISOFIX, как и у любого нового изделия, есть как плюсы, так и минусы. К преимуществам можно отнести легкость и правильность установки кресла в автомобиль, в результате чего при движении практически исключено опрокидывание, смещение или маятниковое движение сиденья для ребенка. ISOFIX идеален для автокресел группы 0+, размещаемых спиной по ходу движения. Однако на ребенка в кресле группы 1 (лицом вперед) при фронтальном столкновении будут действовать слишком большие перегрузки, особенно на шейные позвонки. Кроме того, при смене автомобиля нет гарантии, что в новую машину можно будет переставить данное устройство. Поэтому перед приобретением моделей с ISOFIX нужно учитывать и эти факторы, и то, что их цена приблизительно в полтора раза выше, чем у традиционных удерживающих устройств.

Покупать или не покупать детское автокресло — вопрос риторический. Разумеется, единственно правильным ответом является утвердительный. Надеемся, теперь, зная об особенностях, различиях и возможностях этих устройств, вы подойдете к выбору со всей ответственностью, и во время поездок вашему ребенку будет комфортно, уютно и, главное, безопасно.

Электронная версия