Официальная интернет-версия бумажного журнала

Мягкое место

В большинстве цивилизованных стран в роддом на машине без автокресла для младенца можно даже не приезжать – если нет этого полезного приспособления, малыша не выпишут. За безопасностью детей строго следят в США, Израиле, Австралии и большинстве европейских стран. В российских роддомах наличие автолюлек никто не проверяет. Детей увозят на ручках. Родители не подозревают, какой опасности они подвергают своих чад.

О безопасности детей, в том числе в автомобиле, надо думать с пеленок. Малыш с первой поездки должен ехать как VIP-пассажир – в личном кресле. Автолюлька защитит его куда лучше, чем родная мама.
Но в России о безопасности новорожденных в авто заботятся слишком мало мам и пап. По данным проведенного в сентябре всероссийского опроса ВЦИОМ, автокресла к выписке из роддома покупают лишь 6% россиян, а в столице – каждый седьмой родитель (16%). Третья часть взрослых приобретают детские удерживающие устройства, когда ребенок начинает сидеть и ходить, 10% родителей – лишь тогда, когда намечается дальняя поездка.
Мы решили провести очень простое исследование – и посетили 18 октября один из старейших роддомов страны, московский родильный дом № 6 имени Абрикосовой. В этот день там выписывали шесть новорожденных. О безопасном путешествии малышей из роддома до дома не позаботились пятеро из шести родителей. Только один младенец уезжал как надо. Автолюльку для долгожданного пятого отпрыска привез заботливый папа.
– Не представляю, как можно возить ребенка, не пристегивая, – удивился 50-летний многодетный отец, – правильно, что на Западе детей без автокресла не выписывают. Там работают на предупреждение неприятных ситуаций. Нам бы так!

Беспечный ездок
В России, как в Европе, запрещено перевозить детей до 12 лет в авто без удерживающих устройств. Несмотря на штрафы и санкции, это правило соблюдают единицы. Даже те, у кого кресла есть, пользуются ими не всегда.
В 6-й роддом за мальчиком приехал папа, который задолго до родов жены приобрел бэби-кокон – он совмещает в себе функции переноски, коляски и автокресла. Но на торжественную выписку папа трансформер не привез. Наследник, завернутый в нарядный конверт, с синим бантом наверху, поехал на ручках у мамы на заднем сиденье за водителем. «Самое безопасное место. Надеюсь, все будет хорошо», – улыбнулся радостный отец сына-богатыря.
Родители, которые перевозят детей на руках, не понимают всей смертельной опасности, которой подвергают своих крошек. Они уверены, что в поездке по городу на небольшие расстояния ничего страшного не произойдет. Но речь даже не идет об аварии. Дорога непредсказуема: резкое торможение, скользкая дорога, крутой поворот, неопытный водитель другой машины. Во всех непредвиденных ситуация лучше автокресла защитить не сможет никто, даже родная мать.
У 25-летних супругов в Абрикосовском роддоме на свет появился первенец. Супруги посчитали, что 15 минут до дома можно ехать и без кресла. Молодые родители не знают, что, по данным Госавтоинспекции, дорожные происшествия с участием детей, как правило, происходят в родном районе, квартале, рядом с домом. В ближайшее время покупать средство для перевозки ребенка они не планируют – только после того, как девочка начнет сидеть. «Нам врач не советовал пользоваться автокреслом до полугода, чтобы не было искривления позвоночника, – объясняла молодая родильница. – Хотя на курсах для беременных нам говорили, что кресло не опасно, но я лучше перестрахуюсь».

Ликвидация безграмотности
На занятиях, которые проводятся для будущих родителей, говорят о бережных средствах для переноски и перевозки детей.
– В курсе «Подготовка к родам» и на занятиях по уходу за ребенком мы рассказываем о необходимости перевозки детей в автокреслах, – сказал руководитель семейного центра «Волшебный ребенок» Дмитрий Акимов. – Мало кто понимают физику аварий, в частности, что при резком торможении все, кто находится в машине, по инерции продолжают движение вперед. Непристегнутые пассажиры получают травмы. Автолюльки позволяют закрепить детей и в случае аварии готовы принять удар на себя. В странах Европы в родильном доме ребенка родителям не выдадут, не убедившись в наличие автолюльки. В нашей стране необходимо обеспечить малоимущих родителей простейшими автокреслами за счет государства, поскольку стоимость таких устройств высока и не все могут их купить.
Пользоваться автолюльками надо, соблюдая определенные правила:
•    не устанавливать их на переднем сиденье, если не отключается подушка безопасности;
•    малыша в младенческом возрасте сажать только против хода движения, чтобы его хрупкое тело удерживала не узкая полоса штатного ремня, а вся спинка  автокресла, так как голова его тяжелая (составляет четвертую часть массы тела), мышцы шеи слабые, а шейные позвонки мягкие;
•    в поездке на дальние расстояния каждые час-полтора малыша надо вынимать из люльки и менять ему позу. Но не потому, что автокресло влияет на неправильное формирование скелета, а потому, что ножки и ручки у крохи затекают.
Детские удерживающие устройства разрабатывались с учетом особенностей организма младенцев и непосредственно с участием ортопедов, и никаких противопоказаний не имеют.
– Ребенок в автокресле не сидит, а находится в полулежачем положении, которое физиологично для его позвоночника и внутренних органов, – объясняет врач-нейрохирург Морозовской детской городской больницы Марат Чигибаев. – Автокресло не оказывает влияния на осанку младенца, ведь тот в нем не живет всегда, а ездит иногда.

Грустная статистика
В поездках пользоваться креслами не то что желательно, а необходимо, и не по прихоти законодателей, а по жизненным показателям. По данным ВОЗ, удерживающие устройства снижают показатели смертности в автокатастрофах среди младенцев на 71% и среди маленьких детей – на 54%. Именно так происходило в Европе и Штатах, где 30 лет назад все поголовно начали пользоваться этими приспособлениями. В нашей стране большинство родителей игнорируют средства пассивной безопасности для детей. Последствия такой позиции отражаются в страшных данных ГИБДД: с начала года получили ранения 273 ребенка, которым не было и года, а 43 младенца погибли. Эти малыши были пассажирами легковушек.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ, 58% москвичей и 45% россиян считают, что в России необходимо законодательно запрещать выписывать детей из роддома, если в машине нет автокресла.
Президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре считает:
– Раньше большая часть аварий происходила с детьми-пешеходами. В последнее время тенденция изменилась. В ДТП все чаще страдают дети-пассажиры. Родители и водители не пользуются удерживающими устройствами. Это главная причина происходящих с детьми трагедий.

Чтобы предупредить несчастный случай, надо с первого дня жизни, с порога роддома задуматься о безопасности малыша и всегда возить ребенка в автокресле. Такое устройство на сегодняшний день – самое эффективное средство защиты. Поэтому в списке вещей, которые надо приготовить к выписке из роддома, автокресло должно стоять на первом месте.


Электронная версия