Официальная интернет-версия бумажного журнала

Вредные друзья

 

Мамы сильно беспокоятся, если видят, что любимого дошколенка вдруг начинают притягивать игрушки, которые вовсе не являются воплощением добра и красоты. А таких на полках магазинов сейчас немало. Страшненькие мультяшные монстры и плюшевые одноглазые мишки-инвалиды, куклы с нарушенными пропорциями тела и отрицательные герои комиксов. Что делать с такими детскими пристрастиями?

Иногда даже с обычными игрушками малыш начинает играть в «чрезвычайные происшествия» – в катастрофы или крушение поездов; вот куклы сидели и мирно пили чай, и в следующую секунду их захватывают разбойники-пираты-террористы… «Он стал таким агрессивным!» – жалуется мама психологу.
Психологи считают, что в «страшных» играх детей на самом деле нет ничего удивительного. Особенно если малыш буквально живет при включенном телевизоре. Ведь в новостях нынче на каждую позитивную новость приходится несколько негативных. Малыш не может не чувствовать исходящей отовсюду агрессии, ему страшно – и выплеснуть этот страх, переработать его, превратить ужасное в рядовое и привычное он может только через игру.
В этом есть и хорошее зерно, если в пугающих играх малыш сам встает на сторону добра, которое в итоге побеждает: супергерой побеждает разбойников-пиратов-террористов и защищает от них невинных кукол. Так ребенок учится преодолевать свой страх и заодно повышает самооценку, что для дошкольника очень важно.

игрушки со знаком минус
И все-таки есть игрушки, которые лучше не покупать своему ребенку. Как их распознать?
• «Не похожа на тебя, не похожа на себя». Игрушки, которые формируют у малыша неправильное представление об окружающем мире. Например, производители буквально восприняли анекдот про лягушку, которая «зеленая, потому что болела, а на самом деле – белая и пушистая» – и выпустили белый и пушистый вариант квакушки. Если купить такую крохе до 2 лет, он будет уверен, что других лягушек и не бывает. В эту же категорию входят фиолетовые собаки и розовые слоны и прочие существующие на самом деле животные, окрас и фактура которых в игрушечном варианте далеки от правдоподобных.
• Чрезмерно развивающие игрушки. Например, для игры в ученого или доктора представлены игрушечные (разумеется!) лягушки или даже маленькие зеленые человечки, которых можно вскрыть игрушечными ножницами и изучить их строение, достав наружу плюшевые органы. По мнению педагогов, изучать анатомию полезно – но в соответствующем школьном возрасте, на реально существующих живых существах, а не инопланетянах, по атласам и картинкам и под руководством опытного учителя. Если психика ребенка не готова к восприятию такой информации, такие «развивающие» игрушки только вредны.
• Неправдоподобные игрушки. Психологи давно говорят, что всевозможные куклы типа Барби с нарушенными пропорциями тела вырабатывают у девочек-дошкольниц неправильные установки на то, как в реальности должна выглядеть женщина: слишком длинные ноги, слишком тонкая талия, слишком маленькие ступни, на которых сложно балансировать, слишком малый вес. Если бы эта «красотка» была живой, она была бы очень некрасивой анорексичкой, которой было бы сложно встать с постели. И у нее точно не могло бы быть детей, как у «беременной» Барби (такие тоже есть).
• Чрезмерно правдоподобные игрушки. Пупсам, предназначенным для игры дошкольников, совершенно ни к чему выраженные признаки пола. Здесь Барби, у которой все только обозначено, как раз могла бы служить примером. Еще один вариант слишком правдоподобных игрушек – куклы-младенцы, которые ведут себя, как настоящие дети. Они пьют и писают, они реагируют на малейшее движение, плачут, требуя, чтобы их кормили, поили, укачивали, играли с ними. Они причиняют своей маленькой «маме» столько хлопот, заставляя иногда вскакивать и среди ночи, чтобы «покормить», что единственный способ справиться с ними – попросту выключить их, превратив дорогущую интерактивную куклу в обычного пупса. В противном случае у малышки (а затем и у ее родителей) разовьется настоящий невроз, ведь появление такого «почти живого» младенца сродни рождению еще одного весьма требовательного малыша. И задача «воспитания маленькой мамы» будет провалена: из измученной девочки может вырасти настоящая «чайлд-фри».
• Монстры-мутанты. В эту категорию входят любые человекообразные существа, у которых в анатомии отсутствуют нужные или присутствуют лишние части тела. К слову, большинство гуманоидов-супергероев и антигероев сюда тоже входит. Ведь у них могут быть хвосты, несколько наборов рук или ног, лишние глаза и т.п. Но опасны могут быть и прелестные феи с разноцветными крылышками. Например, моя 4-летняя дочь, собрав коллекцию фей, всерьез вознамерилась отрастить крылья и научиться летать. И была страшно расстроена, когда поняла (я надеюсь!), что люди летать не умеют и никогда не научатся – даже если надеть «настоящие фейские» крылья и взять в руки «взаправдашнюю» волшебную палочку, продающуюся в любом детском магазине. Точно так же был расстроен ее приятель, когда мама рассказала ему, что маленькие мальчики не умеют превращаться в гоночные автомобили по примеру его любимых роботов-трансформеров.
• Страшилки-пугалки. Подыскивая подарок старшей дочери на Новый год, я среди куколок пикси-мокси-барби набрела на полку с куклами, которые будто восстали из мертвых. Зеленоватые лица, красочные шрамы, вместо рук и ног – косточки, как у скелета. При этом – красивые прически, нарядные платья и аксессуары, большущие глаза, зловещие улыбки. Оказалось, эти «ведьмочки» – героини какого-то очередного детского сериала про «школу вампиров». И, конечно, они – по сюжету – неживые. Может, они бы понравились какому-нибудь готичному режиссеру Тиму Бёртону. Но представить, как моя дочь засыпает в обнимку с таким вот «трупом невесты», я просто не смогла.
• Игрушки со злыми глазами. Да, это – один из важных критериев. Глаза у любой игрушки – хоть человека, хоть зверя, хоть робота или очеловеченной машинки – должны быть ласковыми и приветливыми. А вот если приятный и милый во всех отношениях мохнатый котенок или плюшевый медвежонок посматривает со стеллажа на вас недобро, лучше не покупайте его своему малышу. Он вряд ли сможет стать ему хорошим другом.
• Коллекционные издания. Покупая маленькому ребенку дорогую фарфоровую куклу или раритетную коллекционную машинку, помните, что играть аккуратно он с нею не сможет. Значит, либо нужно смириться с тем, что дорогое эксклюзивное чудо очень быстро будет уничтожено, либо сразу рассматривайте такие «игрушки» исключительно как деталь интерьера и ставьте на самую недоступную чаду полку.

отрицательный герой
Примерно в возрасте 4 лет ребенок вдруг может начать страшно любить отрицательных героев. В мультиках он «болеет» за плохих персонажей, а в играх предпочитает брать на себя отрицательные роли. Соответственно, и игрушки он у Деда Мороза и мамы просит соответствующие. Почему?
Во-первых, потому что многие отрицательные герои для него оказываются более привлекательными. Они сильнее, они никого не боятся, у них в запасе припасено множество хитрых штук и каверз, и только по случайности они позволяют себя победить положительному «рохле». К сожалению, таких мультиков, в особенности американского производства, сейчас транслируется очень много.
Во-вторых – и это полезный момент – игра «на стороне зла» помогает ребенку выплеснуть свою агрессию. В игре он может побыть злым, драчливым, непослушным – а значит, могущественным. Насторожить родителей должно другое: если малыш путает игру с реальностью, если его плохое поведение в игре переносится в обыденную жизнь. Скорее всего, у такого ребенка очень низкая самооценка, и он отчаянно пытается доказать окружающим, что он хороший. А они не понимают: «Раз так, значит я и буду плохим», – решает малыш и ведет себя соответственно. Это просьба о принятии и понимании, и отмахиваться от нее (а тем более наказывать за это) нельзя.
В-третьих, в играх ребенок проигрывает и свои страхи. Девочка, например, вряд ли будет махать электронным бластером, изображая из себя покорителя Вселенной. Зато может навязчиво и увлеченно играть в «злого доктора», на взгляд родителей, весьма садистки делая болезненные уколы любимому мишке, мучительно выдирая «больному» зубы и проводя обширные «полостные операции». Похоже, малышка очень боится врачей и всего, что связано с болезнью, больницей, медицинскими осмотрами. Страх этот даже не обязательно вызван реальным случаем из ее жизни. Могли сказаться мамины слишком подробные подготовительные рассказы перед визитом к доктору. Или запугивания: «Вот заболеешь, отведу тебя к врачу, он тебе сделает укол». Или даже подслушанный случайно печальный рассказ бабушки о том, как она лежала в больнице и что с ней там делали. Это совершенно не означает, что у малышки нужно отбирать набор для игры в доктора. Но определенные беседы и работа с психологом в такой ситуации нужны.

как выбрать правильную игрушку?
Чтобы не пугаться, заходя в детскую, и не испытывать разочарований при виде малыша, кромсающего на запчасти дорогущую машину, игрушки нужно выбирать не по принципу «просто понравилось» или «хочу, чтобы как у всех». Надо знать, чего именно ждут дети от игрушек в разном возрасте.
До 1 года дорогие куклы и машины – пустая трата денег. Малыш не знает, что с ними делать, он не умеет еще играть в сюжетные игры. Его основная задача в этом возрасте – максимально познать свойства предметов, их форму, величину, вес. Поэтому радиоуправляемую модель он может разве что погрызть, кинуть на пол или попытаться расколошматить ее другой игрушкой. Куда лучше купить крохе набор кубиков или погремушек, ведерки, которые можно вкладывать одно в другое, сортеры и т.п.
1,5 года. Интересна уже не только форма и цвет игрушки, но и ее функция. То есть то, что она умеет делать. Игрушки на колесиках приобретают смысл. Но и машинки, и куклы должны быть прежде всего прочными и многофункциональными. И лишь потом – с красивым лицом или крутым тюнингом.
2 года. Возраст озвученных игрушек – и родители начинают сходить с ума, слушая по многу раз, как бибикает машина, как бренчит ксилофон и гремит барабан. Но малышу для развития именно это и нужно. Кукле уже недостаточно схематичного лица – лучше, если у нее закрываются и открываются глаза и она умеет говорить «мама». Кстати, покупая кукол, стоит учитывать, что детки видят в них образы своих сверстников. Поэтому двухлетке покупать длинноногую красавицу-принцессу (лет эдак 16 на вид) не стоит.

И конечно, ни одна самая дорогая покупная игрушка не сравнится с погремушкой или куклой, сделанной мамиными руками. Такие игрушки несут в себе мощный позитивный заряд, «заряжены» теплом маминых рук и ее заботой и любовью, хранятся всю жизнь, вызывают самые нежные воспоминания и передаются из поколения в поколение.

Электронная версия