Официальная интернет-версия бумажного журнала

Куклы, кубики, пищалки…

Малыш еще находится в животике, а родители уже задумываются о том, как и в какие игрушки будут с ним играть. И это замечательно: ведь для ребенка игра – это лучший способ познания мира. Он учится отличать твердое от мягкого, пушистое от гладкого, шуршащее от звенящего и еще тысяче разных вещей – таких обычных для взрослого и таких загадочных для младенца.

С рождения до 3 месяцев
Разумеется, не стоит сразу после рождения пытаться заинтересовать кроху большим пупсом или инерционной машинкой. Он проделал огромную работу – пришел в этот новый для него мир, и знакомство с окружающими предметами следует начинать постепенно. В течение первых 2–3 месяцев младенец будет лишь сторонним наблюдателем, не больше. В это время он сможет только рассматривать яркие игрушки, поэтому лучше всего купить ему простую подвеску либо мобиль с несколькими предметами насыщенных, но спокойных оттенков, а также показывать игрушки на достаточно близком расстоянии: малютка пока не способен хорошо разглядеть то, что находится от него дальше чем на расстоянии вытянутой ручки.

Маленький исследователь
Затем наступает момент исследования. Значит, можно менять игрушки на модуле и подвеске, располагать последнюю так, чтобы малыш старался дотянуться до нее ручками. Для развития очень хорош игровой сенсорный коврик со множеством разных пищалок и шуршалок. Маленький человечек может испытывать различные тактильные ощущения от прикосновения к шершавому, мягкому, ребристому и гладкому материалу. Приходит пора и ярких погремушек: младенец манипулирует ими, берет в ротик, стучит. Конечно, игрушки должны быть сделаны из экологически безопасной пластмассы или ткани и предварительно вымыты, постираны.
Музыка также играет большую роль в развитии, поэтому во время бодрствования ребенку можно включать классические композиции, в том числе – в специальной обработке для детей. Очень хорошо приобрести резиновые «игольчатые» мячики, ежики – разные по величине и по цвету. Это замечательно и для знакомства с цветами, и для мелкой моторики.

Второе полугодие жизни
После полугода ребенка можно уже познакомить с яркой пирамидкой, емкостями разного размера (коробками, стаканчиками, ведерками, маленькими кастрюльками с крышками, шкатулочками). В этом возрасте для малыша на первое место выходит функциональность: его привлекает то, что можно складывать, вынимать, разбирать, катать. Кстати, все это развивает мышление и логику. Порадуют кроху и резиновые игрушки для ванной: кораблики, уточки, заводные черепашки и крокодильчики.
Из кубиков малыши строят башни, гаражи, дома, мосты. Несмотря на свою простоту, эта игра лучше других развивает координацию движений и внимание. Можно играть в кубики вместе с крохой, строить башенки, которые он потом с радостью будет разрушать. Для начала кубики можно дать тканевые, позже – пластмассовые, а затем и деревянные.
Хорошо развивают ребенка игры с вкладышами, элементарными пазлами. Например, составление картинки из двух частей, вкладывание простейших фигур в рамки, фигурок животных, фрукты, ягоды. Главное, чтобы это было не слишком сложно и не пропадал интерес. После многократного выполнения одного и того же можно немного усложнить задание.

Музицирование
Очень нравятся детям музыкальные игровые панели, центры с кнопками в виде животных, нажимая на которые, малыш слышит «голос» собачки, кошки, коровы, козы. Можно просто понажимать на клавиши и создать свой первый музыкальный шедевр. Ближе к году пора начинать знакомство и с настоящими музыкальными инструментами: бубнами, колокольчиками, металлофонами, маракасами, дудочками, развивающими дыхание и помогающими в дальнейшем формированию речи.

Творчество
Что касается творчества, то уже в раннем возрасте малышу можно предложить специальные смывающиеся карандаши, пальчиковые краски и слоеное тесто. Помимо знакомства с новыми для него предметами кроха учится создавать «произведения» своими руками. Это хорошо еще и в плане совместного проведения времени: если во многие обычные игрушки ребенок играет самостоятельно, то при лепке или рисовании без помощи взрослых ему не обойтись.

От кубиков до мозаики
Чем старше становится младенец, тем больше на первый план выходят развивающие занятия и соответствующие игрушки. К счастью, сегодня таких в продаже очень и очень много, и среди всего этого разнообразия обязательно найдутся те, что отвечают запросам родителей и потребностям самого ребенка.
К развивающим игрушкам можно отнести всевозможные кубики, из которых малыш складывает картинку, знакомясь при этом с такими обобщенными понятиями, как овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные, птицы, транспорт; рамки-вкладыши, благодаря которым кроха узнает о формах цветах, размерах, обучается счету и азбуке; всевозможные пазлы, из которых необходимо сложить картинку. К этому же классу игрушек относятся и мозаики, развивающие не только мелкую моторику, но и творческое воображение. При этом каждому возрасту соответствует свой размер мозаики: для детишек от 1 до 2 лет детали более крупные, для тех, кто старше,  – помельче.

Пришнуруем и прилепим
Кроме того, для развития моторики, внимания, усидчивости очень хороши разнообразные «шнуровки»: от большой пуговицы, которую надо «пришить» при помощи шнурка и деревянной иголки, например, к марле, натянутой на пяльцы, до мелких деталей, которые необходимо прикрепить при помощи шнурка к основной фигуре так, чтобы получилась целая композиция. В зависимости от возраста меняется и уровень сложности шнуровки. Хорошей развивающей игрушкой могут быть коврики, сделанные из куска ковролина или же подобного плотного материала, на которые можно прикрепить детали с липучкой на оборотной стороне, получая таким образом разнообразные фигуры: от неваляшки до слона. Такие коврики развивают и моторику, и внимание, и воображение, знакомят детей с цветом, формой, размером.

Развитие логики и внимания
Замечательным пособием для развития детей могут быть логические блоки Дьенеша, а прилагающийся к ним альбом позволит малышу точно воспроизводить фигуры, картины. Кубики Никитина развивают логику и мышление, а лего-блоки – пространственную ориентацию и умение создавать трехмерные композиции.
Хорошей развивающей игрушкой может быть простая русская матрешка, позволяющая
получить представления о величине, форме, сравнивая, находить сходства и отличия.
Для развития тактильных ощущений отлично подходит «Чудесный мешочек»: набор деревянных игрушек, положенных в плотный тканевый мешочек. Дети ощупывают игрушки, затем пытаются найти точно такие же в мешочке, не заглядывая в него. Варианты игры могут быть разнообразны.

Из всего, что под рукой
Помимо вышеперечисленных, особенно для детей от 1 до 2 лет, развивающими игрушками могут стать элементарные разноцветные пластмассовые прищепки для белья, при помощи которых можно создавать различные предметы: солнышко, цветочки, ушки у собачки; разноцветные пластмассовые бутылки и пробки к ним; игры с крупами: фасолью, горохом, гречкой, манкой; игры с пластилином (размазывание, раскатывание).

Главное, о чем нужно помнить при выборе развивающих игрушек, – их безопасность. Цвет игрушки был ярким и точным (например: красный цвет – красным, а не розовым), качество материала – высоким (особенно у деревянных игрушек), обработка – идеальной. И, разумеется, они должны служить главной цели – всестороннему развитию малыша.

Ольга Подмаркова



Электронная версия