Официальная интернет-версия бумажного журнала

Первый год: этапы развития

Первый год – это уникальный период жизни, когда из абсолютно беспомощного существа ребенок превращается в разумного, самостоятельного человечка со своим характером и эмоциональным типом поведения.

В своем развитии малыш проходит несколько этапов. Причем, несмотря на существующие нормативы, каждый, будучи индивидуумом, движется в своем темпе. Поэтому последовательность освоения тех или иных навыков – гораздо более важный показатель, нежели попадание в стандартные рамки. Главное, чтобы в течение года ребенок овладел основными умениями, которые позволят ему все более и более самостоятельно познавать мир и учиться новому.

Первые действия
Едва родившийся младенец мало что умеет. В основном он находится в позе эмбриона, маленькие кисти сжаты в кулачки, движения замедленные и хаотичные. Однако спустя всего несколько недель происходит настоящий скачок: кроха начинает фиксировать взгляд, пытается проследить за движущимся предметом, зажмуривает глаза при ярком свете, способен на несколько секунд сосредоточиться на звуке и голосе, лежа на животе поднимает голову и пытается ее удержать. Это уже вполне сознательные действия, свидетельствующие о том, что развитие ребенка идет в верном направлении.
Проходит еще немного времени, и вот уже малыш начинает гулить, улыбаться взрослому, с удовольствием рассматривать его лицо, поворачивать голову в сторону источника звука, рассматривать различные предметы.

Максимальная свобода
Для быстрого и правильного формирования всевозможных навыков младенцу нужно как можно раньше предоставить максимум возможной свободы. С 3–5 недель хорошо освободить его от пеленок и выкладывать на ровную поверхность (например, на пол, застеленный одеялом), лучше – на животик, расположив ручки под грудью. Малыш будет упражняться в умении поднимать и удерживать голову, в результате чего уже к 3-м месяцам сумеет приподняться, оперевшись на предплечья. Так совершенствуются его движения, укрепляется мускулатура спины и шеи.
Очень важным моментом психомоторного развития является осязание. Уже в 2,5–3 месяца кроха начинает ощупывать свои ручки и окружающие предметы. Подвесные погремушки теперь надо расположить так, чтобы ребенок смог до них дотянуться: это замечательно тренирует руки. Постепенно для формирования координации движений форма и размер игрушек должны усложняться. Малютка научится направлять руку к заинтересовавшей его игрушке, захватывать ее и удерживать. Большой простор для подобных «творческих изысканий» представляет собой игровой коврик, наполнение которого можно варьировать. Благодаря ежедневным занятиям к полугодовалому возрасту ребенок научится брать и удерживать по игрушке в каждой руке.

Ползание
6 месяцев – это не только первый «юбилей», но и очередной скачок в умениях. Приблизительно в это время большинство детей начинают ползать. Делать это они могут самыми разными способами – пятясь, вбок, вперед, на четвереньках и на выпрямленных руках и ногах, при этом иногда пробуя разные варианты. Ползание – серьезный этап в развитии, а потому родители должны создать все условия для того, чтобы маленький исследователь получил простор для движений. Теперь малыш может ставить перед собой цель и достигать ее – например, добравшись до интересующей его игрушки или предусмотрительно запертой дверцы шкафа. У него появляется понятие пространства и длины пути, он учится обходить и преодолевать препятствия, а главное – становится более самостоятельным. Дети, начавшие ползать в 7 месяцев, раньше учатся садиться, ложиться, вставать и стоять, держась за опору. А вот первые шаги они делают позже сверстников, которые овладели ползаньем в более старшем возрасте.

Хорошо сидим
Полгода – это еще и момент, когда дети делают попытки сесть самостоятельно. Правда, хорошо сидеть большинство из них начинает между 7-м и 9-м месяцами, а некоторые – и того позже. Чтобы натренировать мышцы и подготовить тело малыша к сидению и ползанию, хорошо месяцев с четырех делать с ним гимнастику: дать крохе ухватиться за пальцы взрослого и мягко подтягивать его вверх, постепенно уменьшая угол наклона. Кроме того, полезны повороты набок и наклоны, которые также укрепляют мышцы спины и брюшного пресса.
В первое время ребенок сидит с опорой на руки, часто заваливаясь на бок, а то и вовсе падая. Но с каждым днем сидеть получается у него все лучше и лучше. А какой простор открывается для игр: можно дотянуться до игрушки, кинуть ее, попытаться достать с помощью другого предмета. Как уже отмечалось, темпы развития индивидуальны, однако родителей должно насторожить, если в 7 месяцев ребенок не пытается сесть при поддержке за руку, в 9 при сидении плохо удерживает равновесие и не может повернуться вбок, в 11 не умеет сидеть с вытянутыми ножками. В этих случаях лучше всего проконсультироваться у специалиста.

Такой разговорчивый!
Речевые навыки появляются у крохи достаточно рано. Уже в 5 месяцев он произносит отдельные слоги типа «ма», «ба», «па», активно общаясь на этом своем языке со взрослыми и игрушками. К 8 месяцам в геометрической прогрессии возрастает количество как слогов, так и слов, которые малыш понимает. Он протягивает ручки, чтобы мама его взяла, по просьбе взрослого хлопает в ладоши, машет «пока-пока», выполняет другие несложные действия. А еще через несколько недель вполне может произнести свое первое слово.

Первые шаги
Между 7-м и 9-м месяцем ребенок начинает стоять с поддержкой, а с 9-го по 12-й – самостоятельно. Крохе обычно очень нравится шагать, однако это не повод усаживать его в ходунки. В этом приспособлении его тело нефизиологично наклонено вперед, нет опоры на полную стопу, а также возможности опуститься на пол в случае усталости. Если малыш просит «походить», правильнее будет взять его подмышки и позволить сделать несколько шагов. Стоять дети чаще всего учатся самостоятельно: просто однажды поднимаются, держась за опору. Новое положение приводит их в восторг. Увлекшись какой-нибудь игрушкой, они способны на мгновение оторвать ручку от предмета, за который держатся. Постепенно мгновения превращаются в секунды и минуты, а малыш обретает новую способность – самостоятельно стоять. Худенькие, подвижные детишки овладевают новым навыком несколько раньше флегматичных и упитанных, и это не должно вызывать беспокойства. К врачу следует обратиться, если к концу 8-го месяца ребенок не способен короткое время стоять при поддержке за ручки, к концу 11-го – не пытается стоять и передвигаться, держась за опору, к концу 12-го – не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого.

Родителям свойственно сравнивать успехи своего крохи с достижениями его сверстников. Обнаружив некое отставание, они начинают беспокоиться, что с их ребенком что-то не в порядке. На самом деле учитывать нужно только последовательность перехода от этапа к этапу и не забывать, что на психомоторное развитие младенца влияет множество факторов, среди которых и наследственность, и темперамент, и перенесенные заболевания, и немало других моментов. При регулярном посещении поликлиники, при выполнении рекомендаций специалистов к годовалому возрасту ребенок обязательно освоит то, что ему необходимо. Нужно научиться чувствовать своего малыша и помогать ему в его нелегкой и такой замечательной задаче – стать на «ты» с окружающим миром.



Светлана Петина,
врач-педиатр высшей категории

Электронная версия