Официальная интернет-версия бумажного журнала

"Во рту у Саши каша..."

Помните старый анекдот? Мальчик молчал до 7 лет. Все уже решили, что он немой. И вдруг однажды за обедом он произнес: «Не буду есть это пюре, оно с комочками». Все, естественно, заохали и заахали, а потом задали ему резонный вопрос: отчего же он раньше молчал? «Так раньше пюре давали без комочков», — последовал не менее резонный ответ.

Конечно, это всего лишь забавная история. Однако многим родителям приходится сталкиваться с теми или иными проявлениями задержки развития речи у детей. И сегодняшний наш разговор посвящен именно это проблеме.

Факторы, вызывающие нарушения речи
В настоящее время немало детей начинают говорить только к 3 годам, поэтому мамам и папам не стоит бить тревогу слишком рано. Скорее всего, после консультации у нескольких специалистов станет ясно, что, если у ребенка нет патологии ЦНС или какого-либо отставания в развитии, оснований для беспокойства нет.
Если же говорить о настоящих нарушения речи, то они могут быть вызваны различными факторами или их сочетанием. Наиболее часто встречаются:
• трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
• повреждение речевой зоны, расположенной на макушке;
• дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твердого неба (например, короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, так называемая «волчьей пастью», или неправильный прикус);
• недостаточная подвижность губ и языка;
• задержка речевого развития из-за отставания психического;
• неграмотная речь в семье.

Виды задержки речевого развития
Отмечается несколько видов задержки речевого развития, отличающихся друг от друга не только внешними проявлениями, но и причинами, их спровоцировавшими. Так, алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, не распознавая именно звуки, словно его собеседник говорит на иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть конструкционными особенностями языка: его звуками, словами, грамматикой.
Дизартрией (анартрией) называют нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а речь в целом. Ребенок произносит звуки нечетко, смазано; голос у него тихий, слабый или, напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, а ее темп ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у ребят с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически. Дети со стертыми формами анартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание, однако у них имеются некоторые особенности. Так, они нечетко говорят и плохо едят: испытывая трудности с жеванием, не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердые яблоки. Часто родители идут на уступки, давая ребенку мягкую пищу, и тем самым неосознанно способствуют задержке развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия (косноязычие) заключается в неправильном произношении различных звуков. Ее виды весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука р называется ротацизм, звука л — ламбдаизм, свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, г, щ) — сигмаизм. Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний, за исключением т, и речь становится совсем непонятной, употребляют термин «тетизм».

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Очень важно не пропустить первые признаки: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Если это состояние длится несколько дней, необходимо срочно обратиться к врачу. Из-за того что у таких детей ослаблена нервная система, им требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма, поэтому нужно соблюдать определенные рекомендации. Книги и телепередачи должны соответствовать возрасту. Не стоит читать перед сном сказки, способные вызвать у ребенка страх. Не надо чрезмерно баловать детей, исполняя любые прихоти, так как в этом случае даже незначительное противоречие может оказаться для них психической травмой. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, и не быть взаимоисключающими. Не следует перегружать малыша большим количеством впечатлений в период, когда он выздоравливает после перенесенного заболевания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном, — лучше заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре.

Школьные проблемы
Нарушения речи в младшем возрасте при отсутствии коррекционной работы неминуемо приведут к проблемам в школе, например, к развитию дисграфии — нарушения письма. Как правило, оно возникает на начальном этапе обучения, а причиной его является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности поможет ребенку сконцентрироваться на самом процессе и станет профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

Зарядка для пальчиков и языка
Впрочем, в большинстве своем родители задаются вопросом, как помочь малышу овладеть родным языком, гораздо раньше, чем ребенок отправляется в первый класс. В первую очередь нужно запомнить, что речь находится на… кончиках пальцев. Именно лепка, рисование, собирание мозаики, перебирание пуговиц и другие действия, связанные с мелкой моторикой, дают столь необходимый толчок к говорению.

Кроме того, для языка, как и для других органов, есть своя зарядка — артикуляционная гимнастика. Если заниматься ею с малышом постоянно и в игровой форме, то успехи станут очевидными уже после нескольких тренировок. Поначалу эту гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал движения языка. Заниматься следует ежедневно по 5–7 минут, лучше всего — придумав сказку с интересным сюжетом. Детям 2–4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, а тем, кто постарше, — преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Практически все виды нарушений речи поддаются корректировке и при регулярных занятиях и соблюдении рекомендаций специалистов от них можно избавиться довольно быстро. Задача родителей — помочь своему ребенку приобрести плавную, красивую и легкую речь.

Электронная версия