Официальная интернет-версия бумажного журнала

Вопросы пола

Мечтая о ребенке, многие будущие родители упускают из виду, что пройдет совсем немного времени, и рядом с ними будет находиться не прос­то пухленький малыш, но маль­чик или девочка, юноша или девушка, которым вскоре тоже предстоит стать мужчиной или женщиной. Нередко кажется, что заниматься вопросами полового воспитания придется тогда, когда ре­бе­нок достигнет переходного возраста. Однако.

Однако основы осознания себя как личности определенного пола, умение вести себя в соответствии с ожиданиями социума закладываются гораздо раньше — еще на первом году жизни. И именно от семьи зависит, насколько адекватным будет поведение повзрослевшего ребенка в обществе, частью которого он является.

Момент зачатия: мальчик или девочка?
Сознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу у ребенка формируется в зависимости от того, как общество воспитывает и обучает его, помогая ему усвоить
определенную систему половых ролей. В то же время физиологический пол создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу развития организма по мужскому или по женскому пути. Так, буквально на 2–3-м месяце беременности различаются половые железы, и к концу I триместра зародыш обретает определенный гормональный пол. Под влиянием половых гормонов в эти же сроки начинается формирование внутренних и внешних половых органов, сексуальной анатомии. А с 4-го месяца наступает чрезвычайно сложный и важный процесс полового различия нервных путей, определенных отделов головного мозга, управ­ляющих особенностями поведения и эмоциональными реакциями мужчин и женщин. При рождении малыша на основании строения его наружных половых органов определяют гражданский (паспортный) пол новорожденного, после чего ребенок начинает воспитываться так, чтобы соответствовать принятым в конкретном об
ществе представлениям о том, как должны поступать мужчины и женщины. На основе этих правил и того, как был биологически запрограммирован его мозг, ребенок формирует представления о своей половой роли и соответствующим образом ведет и оценивает себя.

Начало половой идентификации
Если обратиться к истории, то со­гласно традиционным древнерусским представлениям только что родившийся ребенок не только не имел пола, но и вообще не считался человеком. Дети воспитывались женщинами без разделения на мальчиков и девочек. К 2–3 годам малышу постепенно объяснялись его половые особенности. Ребенок мог носить соответствующую одежду — сарафан или мужские порты. Подросшие до 7 лет дети уже воспитывались отдельно, овладевали навыками и умениями, необходимыми для мужчин или женщин. Действительно, годовалый малыш еще не способен идентифицировать себя как мальчика или девочку. Это происходит немного позже, как раз, как и отмечали наши предки, к 2–3-­­лет­нему возрасту. Однако малыш очень ­хорошо чувствует настрой родителей. В раннем возрасте очень сильна ­эмоциональная связь с матерью, и если она, например, неуважительно относится к отцу, то и ребенок копирует ее поведение. Поэтому ответственность за воспитание будущего мужчины или будущей женщины лежит в первую очередь на семье. Ребенок постоянно наблюдает за отношениями между мамой и папой и, если они складываются правильно, вырастает тем, кем ему предназначено быть природой не только в физиологическом, но и в психологическом смысле: мальчик становится настоящим мужчиной, а девочка — женщиной, вбирая в себя по мере взросления лучшие черты своего пола. Видя предупредительность и умение идти на компромисс в семье, малыш учится уважать индивидуальность каждого родителя. Так, например, в гармоничной семье мама почитаема и уважаема как женщина. Важно, что она не повышает голос и не критикует мужа в присутствии детей; она внимательна к старшим, а детей окружает теплом и заботой. Папа же авторитетен и силен; уверен и спокоен; преисполнен ответственности и в меру строг с домашними. А самое важное, что в такой семье каждый ее член ощущает себя нужным и любимым.

Нюансы воспитания
Как уже упоминалось, пока ребенок совсем маленький, его не беспокоит
опрос, мальчик он или девочка. С самого рождения малыша (а иногда и раньше, ориентируясь на данные ультразвукового исследования) родители приобретают для мальчиков и девочек разную одежду, розовую или голубую, таким образом подчеркивая половую принадлежность ребенка. Покупать разного цвета коляски, постельное белье, а чуть позже и игрушки, со­ответствующие половым приоритетам (машинки, роботы, оружие — для мальчиков, куклы, пупсы, наборы посуды — для девочек). У самого же малыша интерес могут вызвать любые игрушки, лишь бы они имелись в наличии. Но пока главное для него — чтобы было сытно, сухо, тепло и мама находилась рядом. Родители, играя со своими детьми, также ориентируются на пол малышей. Как правило, мальчиков учат «ремонтировать» автомобили, «чинить» краны, «забивать» гвозди молоточком, а дево­­­чек— мыть посуду, «варить» обед, гладить белье. Маленьким исследователям пока интересно все. И мальчики, и девочки могут тянуться и к молотку, и к посуде. Своим примером родители показывают, какие функции принято выполнять мужчинам и женщинам именно в их семье, и ребенок впитывает эти понятия практически с молоком матери. Впрочем, различия в воспитании мальчиков и девочек определяются не только социальными ролями. Так, например, годовалая дочь независимой и самостоятельной мамы проявляет интерес к ее косметике, а вовсе не к папиному ящику с инструментами. Конеч­но, именно в силу физиологии, подчиняясь инстинктам, девочка склонна баюкать кукол, а мальчик — активно отстаивать свою жизненную позицию в здоровой конкурентной борьбе и смело познавать мир вокруг себя. Будучи носителями
Важно приучать мальчика к самостоятельности, учить принимать решения и поощрять моменты, когда он берет на себя ответст­вен­ность и говорит: «Я справ­люсь, я сам»
В воспитании девочки нужно ценить ее стремление помогать по хозяйству, раз­вивать творческие спо­со­б­ности, учить танцам, музыке, научить ее сочувствовать и сопереживать другим
определенных генов, имея определенный гормональный фон, даже при не совсем верном подходе взрослых к воспитанию мальчики и девочки все равно станут проявлять черты характера, присущие их полу. Однако с точки зрения психологии им будет гораздо сложнее адаптироваться в обществе, поскольку в детстве они были лишены правильных и четких ориентиров.

Растим мальчика, растим девочку
Именно поэтому так важно приучать мальчика к самостоятельности, учить принимать решения и поощрять моменты, когда он берет на себя ответственность и говорит: «Я справлюсь, я сам». Для девочек акценты расставлены другим образом. Нужно ценить стремление помогать по хозяйству, развивать творческие способности, учить танцам, чтобы она лучше чувствовала свое тело и полнее раскрыла свою индивидуальность, стремиться вызывать сочувствие и сопереживание. В формировании качеств, присущих тому или иному полу, большую роль играют и мать, и отец. И если папа воспитывает из девочки женщину, а мама растит из мальчика мужчину, значит, в этой семье с половым воспитанием все обстоит хорошо. Там, где родители имеют правильное представление о том, что растят будущего взрослого человека, которому предстоит жить в обществе, ожиопределенных генов, имея определенный гормональный фон, даже при не совсем верном подходе взрослых к воспитанию мальчики и девочки все равно станут проявлять черты характера, присущие их полу. Однако с точки зрения психологии им будет гораздо сложнее адаптироваться в обществе, поскольку в детстве они были лишены правильных и четких ориентиров. Растим мальчика, растим девочку Именно поэтому так важно приучать мальчика к самостоятельности, учить принимать решения и поощрять моменты, когда он берет на себя ответственность и говорит: «Я справлюсь, я сам». Для девочек акценты расставлены другим образом. Нужно ценить стремление помогать по хозяйству, развивать творческие способности, учить танцам, чтобы она лучше чувствовала свое тело и полнее раскрыла свою индивидуальность, стремиться вызывать сочувствие и сопереживание. В формировании качеств, присущих тому или иному полу, большую роль играют и мать, и отец. И если папа воспитывает из девочки женщину, а мама растит из мальчика мужчину, значит, в этой семье с половым воспитанием все обстоит хорошо.

Там, где родители имеют правильное представление о том, что растят будущего взрослого человека, которому предстоит жить в обществе, ожидающем от него определенного типа поведения, вопросам полового воспитания уделяют достаточное количество времени. Именно из таких семей выходят в большую жизнь самые мужественные мужчины и самые женственные женщины.

Электронная версия