Официальная интернет-версия бумажного журнала

Неврологические проблемы у детей

Нередко родители обращают внимание на то, что во время игры, чтения или при выполнении каких-либо заданий ребенок часто отвлекается, не может удержать внимание на деталях, избегает или выказывает недовольство при выполнении каких-либо поручений. Нередко такой ребенок часто теряет вещи, легко отвлекается на посторонние стимулы. Все это — различные проявления нарушения внимания. И в то же время у таких детей нередко наблюдаются гиперактивность и импульсивность.

Гиперактивность — это избыточная двигательная активность, не свойственная возрасту. Например, сидя на стуле, ребенок часто крутится, вертится; то и дело встает со своего места во время занятий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то забраться, не может спокойно играть или заниматься чем-либо. Импульсивность проявляется в тех случаях, когда ребенок отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца, обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях, мешает другим, пристает к окружающим, например вмешивается в беседы и игры других детей, часто бывает болтливым.

Причиной такого поведения ребенка может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Он встречается достаточно часто (у 3–5% детей дошкольного и младшего школьного возраста). У мальчиков — в 5–7 раз чаще, чем у девочек. Кроме гиперактивности у детей с этим синдромом могут наблюдаться нарушение координации движений, моторная неловкость: таким детям сложно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами. Дефицит внимания особенно очевиден в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, не доставляющими удовольствия.

Наиболее часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью возникает вследствие патологии течения беременности и родов, которые приводят к хронической или острой гипоксии (нехватке кислорода). Из-за гипоксии в центральной нервной системе ребенка искажается нормальный ход сложных процессов развития головного мозга, при этом процессы возбуждения преобладают над процессом торможения. Родители ребенка с СДВГ иногда сами отличаются резкими перепадами настроения и импульсивностью.
Замечено, что дети с признаками гиперактивности на 1-м году жизни часто страдали нарушениями сна и гипервозбудимостью. Подрастая, такие малыши становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение родители контролируют с трудом. А вот дети с синдромом дефицита внимания, но без гиперактивности в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном и речевом развитии: они начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1–2 месяца позже положенного срока; инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, которых родители, как правило, сначала не замечают.

Если родители заметили у своего ребенка признаки СДВГ, им необходимо обратиться к специалистам: детскому врачу-неврологу и психологу. При необходимости невролог назначит медикаментозную терапию, психолог будет проводить нейропсихологические коррекционные занятия.
При воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости — с одной стороны, а с другой — завышенных требований к малышу, которые он не в состоянии выполнить. Родители должны избегать вседозволенности: детям надо четко разъяснить правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной. Присущая детям с данным синдромом гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Хвалите малыша в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.
1. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (убирать кровать, кормить собаку и т.д.) и не делайте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи.
3. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
4. Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. К ним нужно предъявлять те же требования, что и к другим детям.
5. Не навязывайте малышу жестких правил. Ваши указания не должны быть приказами. Требуйте неукоснительного выполнения правил, касающихся безопасности ребенка и его здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
8. Вызывающее поведение вашего ребенка — его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за соблюдение режима.
10. Создайте малышу необходимые для занятий условия: у него должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в других многолюдных местах оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте малыша от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и усиливает подвижность. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня малыш может стать неуправляемым.
14. Развивайте у ребенка осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть он посчитает от 10 до 1.
15. Лучший пример для малыша — спокойные родители.
16. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у него интерес к какому-нибудь занятию. Малышу важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.

Электронная версия