Официальная интернет-версия бумажного журнала

Обучение с пеленок

С рождением младенца на его родителей ложится огромная ответственность не только за его здоровье и благополучие сегодня, но и за его будущее. Нам хочется видеть своего ребенка успешными, счастливыми, всесторонне развитыми. Причем работать в этом направлении многие предпочитают что называется с младых ногтей, боясь упустить драгоценное время.

Особенности развития маленького ребенка

Сразу оговорюсь: ни одна из существующих на сегодняшний момент методик не обеспечивает детям всестороннего развития. Каждый ребенок – отдельная Вселенная, настолько отличная от других, что невозможно гармонично развивать его, забывая об этой индивидуальности. И только любящие родители, взяв из предлагаемых разработок и направлений то, что подходит именно их чаду, способны помочь ему правильно сформироваться как умственно, так и физически.
Несмотря на некую усредненную универсальность, методики раннего развития за последние десятилетия стали очень популярны. Произошло это потому, что интенсивное развитие нейрофизиологии и нейропсихологии позволило увидеть, как сильно отличается процесс формирования центральной нервной системы человека в первые три года жизни, по сравнению с последующими периодами. Это обусловливает значительно большие возможности для обучения в младенчестве и раннем детстве.
Многие мамы отмечают, что совсем маленькие дети обладают феноменальной памятью. Они впитывают информацию как губка и способны запомнить огромное количество разнообразных фактов. Более того, в первые годы своей жизни ребенок способен усваивать знания такими темпами, о которых школьники могут только мечтать. Если не упустить момент, можно добиться колоссальных успехов.

Раннее и своевременное

Одним из самых известных авторов, занимавшихся проблемами раннего обучения, стал Масару Ибуко. Он был уверен: главное для малыша – получить новый опыт вовремя. Именно его теория несколько десятков лет назад совершила переворот в педагогике. Президент фирмы Sony, создатель новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, основываясь на данных исследований, заявил, что к 3 годам мозг сформирован на 70–80%. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. С каждым следующим годом скорость развития замедляется. Методики раннего развития как раз и стремятся не упустить шанс: дать ребенку в первые годы его жизни как можно больше.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное. Педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения, и дети начинают овладевать знаниями как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Занятия с маленькими детьми позволяют избежать таких проблем. Не просто нагружая ребенка определенными фактами, а формируя его способности узнавать мир, извлекать полезную информацию, мыслить творчески, они учат его учиться.
Постоянное усовершенствование информационных технологий во многом изменило принципы обучения, работы и общения между людьми. Чтобы адаптироваться в этих условиях, современным детям нужно уметь быстро перестраиваться, осваивать новую информацию, обладать гибким умом. Мир, в котором им придется жить, совершенно не похож на мир, существовавший сто, двести, пятьсот лет назад. И дело не только в обилии техники или открытости границ – дело в том, что этот мир непредсказуем. Поэтому лучшее, что мы можем сделать для наших детей, – это еще в раннем детстве подготовить их к существованию в постоянно меняющейся среде.

Задачи и цели методик раннего развития

Конечно, применение данных методик не дает решения всех проблем. Не стоит забывать о влиянии таких факторов, как наследственность, природные способности и склонности. Цель раннего развития – дать ребенку шанс проявить все, заложенное в нем природой, а вовсе не реализовать поставленные родителями целей. Это шанс стать счастливой, гармоничной и социальной успешной личностью.
Каждый малыши развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. Но, несомненно, есть и возрастные нормы, которые необходимо учитывать. Раннее развитие – это прежде всего активная позиция матери по отношению к маленькому ребенку, непрерывный процесс, кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в его жизнь, постоянного творческого напряжения. Такой тесный контакт позволяет не только обучить малыша, но значительно усилить эмоциональную детско-родительскую связь.
Как правило, методики раннего развития применяют родители, стремящиеся наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это те люди, которым тесно и скучно в рамках традиционного воспитания. Они не довольствуются только готовыми, стандартными решениями и готовы искать индивидуальный подход к своему ребенку. Они понимают, как мимолетно и уникально время дошкольного детства, и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.
Разработки современных авторов позволяют преподнести малышу материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме. Основная установка раннего развития – и ориентация на потребности крохи. Чтобы применять методики, нужно быть очень чутким и мудрым родителем, умеющим слышать своего ребенка. Одна из главных целей применения методик раннего развития – сделать детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни один автор не призывает заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идет лишь о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры – развивающими.

Основные принципы занятий

Что следует учесть еще до начала занятий с малышом? Самое главное – не ставить перед собой цель воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим – испортить характер малыша.
Не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, и если взрослые станут часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, они рискуют нанести урон неокрепшей психике ребенка.
Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.
Все упражнения вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, максимально упростите задание, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все вместе, а потом пусть попробует сам.
Не ставьте себе никаких норм – занимайтесь, когда есть возможность и желание.

Если вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или иным модным увлечением. Освещайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.
Старайтесь больше разговаривать с малышом, говорите с ним обо всем на свете дома, в метро, на прогулке: речь взрослого важнее любого методического пособия. Информация, которую вы даете маленькому человечку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение» и границы ее должны постепенно расширяться в зависимости от возраста. Помогите крохе самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху ребенка, даже малейшей попытке проявить себя.
Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее, чем рекорд в одном из направлений. Надеемся, что эти советы помогут вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным и полезным для вас обоих.

Подмаркова Ольга Александровна , специалист Клиники «9+»

Купить
архивные номера