Официальная интернет-версия бумажного журнала

Во рту у Миши «каша»

Когда кроха еще только начинает произносить первые бессвязные звуки, родители уже мечтают о том, что вот-вот он будет говорить связными предложениями, рассказывать стихи, петь песенки. Однако в своих ожиданиях они нередко обманываются, когда у подросшего малыша обнаруживается дислалия.

Виды и причины дислалии

Это наиболее распространенный дефект звукопроизношения при нормальном слухе и речевом аппарате, при котором, однако, ребенок либо не может произнести звук правильно, либо заменяет его другим. Различают механическую и функциональную формы дислалии. Первая возникает из-за врожденной или приобретенной проблемы с речевым аппаратом. Например, короткая подъязычная уздечка не позволяет языку подниматься так высоко, как это требуется для некоторых звуков. В этом случае уздечку либо растягивают при помощи артикуляционных упражнений, либо надрезают (быстро и практически безболезненно). Кроме того, причиной механической дислалии часто являются неправильное строение челюсти, неба, зубов, короткая уздечка верхней губы. Устранять эти дефекты лучше всего в возрасте 5–6 лет и строго в стоматологическом кабинете.
При функциональных дислалиях отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата, однако несформированными оказываются специфические умения произвольно принимать позицию артикуляторных органов или правильно осуществлять выбор звуков. Причинами могут являться культивирование несовершенного детского произношения, косноязычие родителей, уделение ими недостаточного внимания речи ребенка. Помимо этого, на развитие такой формы дислалии влияют общая физическая ослабленность ребенка из-за соматического заболевания в период активного формирования речи, задержка психического развития при минимальных мозговых дисфункциях, запоздалое развития речи, снижение или недоразвитие слуха и даже умственная отсталость.

Нарушения произношения

Проблемы могут возникнуть при произношении любых звуков. Каждое из таких нарушений носит определенное название. Так, сложности с с, з, ц называются сигматизмом, замена звука л – ламбдацизмом, трудности с твердым и мягким р соответственно ротацизмом. Часто встречаются нарушения в произношении г, к, х. Кроме того, встречаются дефекты звонкости-глухости согласных звуков. Словом, разновидностей неправильно сформированной речи довольно много, поскольку все из вышеназванных типов в свою очередь подразделяются на более частные случаи. И каждый требует особого подхода и особой сознательной работы. Особенно удачной она будет, когда у ребенка есть достаточно сильная мотивация.
Так в свое время произошло со мной. Я нечетко выговаривала р, однако в обычной жизни это нисколько не мешало. Но в 7 лет я приехала в пионерский лагерь. Все было замечательно до того момента, пока не стали выбирать командира отряда для конкурса строя и песни (тогда еще такие проводились). Мою кандидатуру, к великому моему сожалению, отвергли как раз из-за этой речевой проблемы. Я собрала всю волю в кулак и решила во что бы то ни стало добиться правильного произношения. Ни пособий, ни учителей у меня не было. Просто ежедневными тренировками я напрягала язык, заставляя его вибрировать так, как было нужно. И своего добилась: на следующий год в том же лагере я гордо встала во главе отряда. Не знаю, этот ли случай повлиял на выбор профессии, но то, что он помог мне обрести веру в себя, – неоспоримо.

Исправление речевых дефектов

Да, дефекты речи довольно неплохо поддаются коррекции и полному устранению. Главное здесь – регулярность занятий: выполнение специальных упражнений несколько раз в день по 5–15 минут и как минимум 3 раза в неделю посещение логопеда. Чем больше усердия приложат и ребенок, и родители, тем выше будет результат.
В моей практике был очень интересный случай. Мама 6-летней девочки была обеспокоена тем, что у ее дочки наследственное «грассирование». Так получилось, что в семье этот дефект прослеживался на протяжении как минимум трех поколений, поскольку он был и у самой мамы, и у бабушки. Желание научиться говорить правильно у девочки было столь велико, а мама так хотела ей помочь, что в результате правильным произношением овладели они обе. И даже бабушка, несмотря на возраст, тоже решила заниматься, чтобы, по ее словам, «не отставать от своих девочек».
Коррекционная работа при механической дислалии заключается в активизации движений губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти. Для этого проводится специальный массаж, артикуляционная гимнастка, постановка звуков с учетом особенностей артикуляционного аппарата. Чаще всего над проблемой работает не только логопед, но и стоматологи – ортодонт и хирург.

Что касается функциональной дислалии, то здесь необходимо сформировать умения и навыки правильного воспроизведения звуков в речи. Занятия целесообразно начинать именно в дошкольном периоде, поскольку в этом возрасте ребенок уже понимает, что и для чего нужно делать и способен самостоятельно или с небольшой помощью взрослого выполнять задания логопеда.
Однако это не означает, что до 5 лет делать ничего не надо. Напротив, буквально с 2–3 месяцев можно проводить логопедический массаж: постукивание и поглаживание щечек, губ, язычка ребенка. В полгода добавляются простейшие артикуляционные упражнения, основанные на том, что малыш любит подражать родителям: высовывать язычок, цокать, вытягивать губы «дудочкой» и облизывать их. И конечно, очень важно следить за развитием речи крохи. Говорить нужно четко, хорошо артикулируя и правильно произнося названия предметов и явлений: ведь речь ребенка развивается именно в процессе взаимодействия со взрослыми. Отмечу, что со своей Марусей, которой сейчас год и 8 месяцев, я занимаюсь как раз так, как и советую всем мамам, и результат, как говорится, налицо (вернее, на слух).

Чем раньше начать занятия, тем большего эффекта удастся достичь. Но и тем, чей возраст гораздо больше 5 лет, отчаиваться не стоит. Упорство в достижении поставленной цели дает изумительные результаты. Далеко за примером ходить не надо. Однажды ко мне обратилась молодая девушка, заканчивающая школу. Она хотела стать актрисой и пошла на подготовительные курсы в Щукинское училище. Однако получила от ворот поворот: ей заявили, что она неправильно произносит какой-то звук. После беседы я была буквально в шоке: девушка не выговаривала все межзубные, шипящие, свистящие, а времени до вожделенного поступления оставалось всего-ничего – каких-то 3 месяца. Тем не менее мы принялись за работу: девушка посещала ортодонта, поставила брекеты, усердно выполняла все задания, которые я ей давала. И награда была заслуженной: она прошла по конкурсу в то самое учебное заведение, о котором мечтала. По этическим причинам имя ее, конечно, не разглашаю, но уверена: через несколько лет она станет очень хорошей актрисой, ведь у нее помимо таланта, составляющего лишь 1% успеха, есть самое нужное качество – трудолюбие.

Конечно, можно было бы конкретно рассказать о каждом случае дислалии, подробно остановившись на его особенностях. Но думаю, родителям гораздо важнее понять, как важно вовремя помочь своему малышу научиться произносить все звуки. И требуется для этого совсем немного: всего лишь внимание, забота и трудолюбие, а при необходимости – обращение к логопеду. Тогда речь подросшего ребенка будет правильной и красивой.

Ольга Подмаркова, специалист Клиники «9+»

Электронная версия