Официальная интернет-версия бумажного журнала

В гостях у сказки

 

 

Все дети любят сказки – добрые и страшные, поучительные и увлекательные, короткие и с продолжением. В каждой сказке обязательно есть скрытый смысл, который помогает детям познавать мир, учиться на ошибках героев и делать правильные выводы. Не случайно говорят, что «сказка – ложь, да в ней намек». Сказка может быть учителем, может развлечь, может даже вылечить, но может и навредить, если не будет соответствовать возрасту и потребностям малыша. 

каждому возрасту – свои сказки
По мере взросления ребенка меняются и сказки – только так они могут выполнять свою воспитательную функцию. В самом юном возрасте крохе нужны сказки короткие и ритмичные, например потешки: «Сорока-ворона, кашку варила, деток кормила: этому дала, этому дала…» В них нет особого смысла, это просто способ пообщаться с малышом, поиграть в пальчиковые игры.
В 2–4 года малышу становятся понятны и нравятся сказки с циклическим сюжетом. В них бабка тянет за дедку, а дедка за репку, или Колобок «и от зайца ушел, и от волка ушел». В этом возрасте дети с удовольствием смотрят и слушают много раз одно и то же, наглядно демонстрируя, что «повторение – мать учения». У циклических сказок есть важная функция: помочь ребенку усвоить идею порядка, научить его воспроизводить услышанное в нужной последовательности. Такие циклические сказки лучше не читать детям, а рассказывать, напевно и размеренно. Ребенок, наблюдая за «сказочником», следит за его артикуляцией, складывает губы для повторения звуков, представляет услышанное, что способствует развитию собственной речи и воображения. Если взрослый включит в повествование актерские приемы, он может помешать малышу воображать собственные картинки.
В 3–4 года интересны и бытовые сказки, воспроизводящие жизненный уклад. Пример – «Три медведя». Смысл этой сказки можно постичь, только научившись разбираться в понятиях «большой, средний, маленький».
В 4–6 лет в жизни ребенка появляются волшебные и философские сказки. Они дают представление о моральных ценностях, помогают осознать, что есть добро, а что – зло, учат бережно относиться к близким людям. Примеры таких сказок – «Красная Шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Три богатыря». На основе волшебных сказок, по мнению психолога Эрика Берна, ребенок может очень рано, еще до 6 лет, создать свой собственный жизненный сценарий, который станет основой его поведения во взрослом состоянии. Нравилась ребенку сказка про Емелю – а мы почему-то потом удивляемся, что из малыша вырос лежебока, который проводит время «на печи», и ждет, что в его жизни все сложится «по щучьему велению, по моему хотению». Чтобы сказка стала сценарием, должны совпасть несколько элементов: личностные особенности ребенка, ситуация, основа для идентификации себя или своей ситуации с героем и сюжетом сказки, родительские запреты и предписания. Важно, чтобы родители не только читали и рассказывали детям сказки, но и находили время для спокойного обсуждения возникших у малыша мыслей и чувств. Обсуждая сказку, можно многое узнать о ребенке, особенно о его переживаниях, объяснить то, что осталось непонятым, помочь сделать верный вывод.

сказка как инструмент
Сказка не только развлекает, обучает, но и помогает в сложных ситуациях, когда с ребенком надо обсудить неприятную тему: например, подготовить его к визиту врача или к непродолжительной разлуке с мамой. Накануне неприятного события мама может рассказать сказку «на заданный сюжет», придумав ее самостоятельно или вместе с малышом. В сказку можно заложить решение или сценарий поведения, которые помогут сыну или дочке справиться с трудностями. Например, мама должна уехать в командировку. Чтобы помочь ребенку пережить расставание, мама рассказывает сказку про зайчишку, который провожает маму-зайчиху, уезжающую на несколько дней по важным делам. Рассказав сказочную историю, важно обсудить ее с малышом: его вопросы к рассказчику и рассуждения в ответ на то, что спрашивает мама, позволят многое узнать о чувствах ребенка, помочь ему выбраться из горьких ожиданий. «Как ты думаешь, что чувствовал зайчишка, когда мама уехала? Что он делал, когда мама уехала? А когда мама приехала, он обрадовался? Как думаешь, о чем думала мама-зайчиха в командировке?» Сказка – это метафора, которая подсказывает ребенку, как себя вести в сложных ситуациях, рассказывает о том, что будет дальше, чем все закончится, и открывает, что чувствуют другие участники истории.
Чтобы сказка помогла, малыш должен идентифицировать себя с героем и/или ситуацией. А это значит, что в придуманной волшебной истории должны быть элементы, которые «сцепятся» в сознании ребенка с его собственной личностью. Например, зайчишка может жить в том же городе, где живет малыш; у него может быть похожая квартира из трех комнат; ему столько же лет, сколько малышу. При этом не важно, будет зайчишка мальчиком или девочкой – идентификация героя со слушателем возникает не обязательно по половому признаку.

краткость – сестра таланта
Чем младше ребенок, тем меньше времени он способен концентрировать свое внимание на объекте. Поэтому и сказочки малышам нужны короткие. Детям старше 5 лет доступна и понятна длинная сказка, а также «сериал» – новые истории с уже знакомыми персонажами. Но пожалуй, самое важное в сказке – ее обсуждение. Было бы здорово, если бы все родители после прочтения задавали вопросы, которые фиксируют внимание на важных элементах, направляют размышления: «А как бы ты поступил на месте героя? А чему ты научился? Что было для тебя неожиданным? Что тебе понравилось? Кто тебе понравился? Почему? Кто тебе не понравился? Почему?».
Если родитель готов придумывать сказку вместе с ребенком, например, по одному предложению, то приятный процесс может стать еще и отличным упражнением для развития творческого мышления. Кстати, родителям и самим полезно вернуться к творчеству и импровизации.
Диалоги в сказке не так важны, как описание действий: они не помогают развернуться фантазии ребенка. Чем меньше деталей, тем больше простора для фантазии. И еще родителям нужно очень тщательно выбирать слова, чтобы не запрограммировать малыша на действия, совершенно противоположные желаемым. Возможно, для некоторых родителей станет открытием то, что отрицательная частица «не» при прослушивании опускается сознанием. И когда в речи звучат посылы «не делай», «не болей», «не ходи», в сознании малыша они отражаются как альтернативный приказ – «делай», «болей», «иди». Поэтому лучше использовать слова, несущие утверждение: «давай сделаем... (то-то)», «будь здоров», «пойдем лучше туда».
Не секрет для любого родителя: когда кроха слушает любимую сказку много раз, он выучивает ее наизусть. Поэтому очень важно, чтобы в словах скрывался позитивный и нужный посыл.

не детектив, а повесть
Прелесть сказки – в наличии смысла, неспешном повествовании, возможности порассуждать о добре и зле, верном решении. Поэтому, придумывая или выбирая на книжной полке очередную сказку, родителям не стоит искать историю с закрученным сюжетом в жанре экшн. Такие истории, наполненные действием и не оставляющие времени на обдумывание, интересны взрослым. А вот «страшилок» пугаться не стоит. Именно сказки, в которых происходят грустные события, помогают малышам побороть собственные страхи. Они в разном возрасте разные: до 6 месяцев кроха пугается громких звуков; с 6 до 12 месяцев – незнакомых людей, смены обстановки; с 1 до 3 лет – быть отвергнутыми; с 3 до 4 лет – темноты, одиночества; в 6–7 лет – собственной смерти; в 7–8 – неодобрения со стороны родителей, их потери. Страхи переживаются ребенком недели две-три, и если взрослый не игнорирует их, не насмехается над малышом, а сопереживает ему, малышу удается справиться с любым из страхов. Можно также предложить ребенку нарисовать свой страх и поговорить с ним – это поможет справиться с пугающими переживаниями.

Должен ли быть в сказке обязательно счастливый конец? Скорее в сказке должна быть завершенность, разрешение сюжетного противоречия, мораль. В конце концов Колобка съели, а бабка в «Сказке о золотой рыбке» осталась у разбитого корыта. А кстати, почему старуха осталась у разбитого корыта? Если вы зададите этот вопрос людям разного возраста, получите целый веер разнообразных версий (от «никудышный муж был» до «слишком много она хотела») и информацию для дальнейших размышлений.



















Электронная версия