- Главная
- Блоги
- Блог пользователя Натулик (Guru)
- Слух малыша : есть ли проблемы?
Слух малыша : есть ли проблемы?
Проблема диагностики тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое значение она имеет, когда речь идет о детях, так как от состояния слуха ребенка зависит формирование речи.
Начнем с терминологии. Различают два вида недостаточности слуховой функции — глухоту и тугоухость.
Обычно глухотой называют такое по степени снижение слуха, при котором человек не воспринимает на слух речь, даже при использовании слуховых аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная невозможность восприятия любых звуков встречается редко.
Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового аппарата или другой звукоусиливающей аппаратуры).
Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.
В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.
Причинами, приводящими к увеличению числа тугоухих и глухих детей, являются: широкое применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), повышение общего радиационного фона и увеличение пороков развития уха, увеличение числа вирусных заболеваний, алкогольная и иная интоксикация в период беременности. Развитие и формирование органа слуха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжается в течение всего периода беременности.
Специальные исследования показали, что слуховая функция созревает параллельно с формированием структур органа слуха уже во внутриутробном периоде. С 20-й недели беременности, когда внешняя звуковая стимуляция начинает вызывать изменение ритма сердцебиений плода, внутреннее строение и работу органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых.
Новорожденные уже могут различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последовательность.
В течение 1 -го месяца жизни происходит дальнейшее совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность(адаптация)слуха человека к восприятию речи. Поэтому считается, что обучение языку начинается с момента рождения.
Реабилитация детей с нарушениями слуха
Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.
Известно, что первые 2 года жизни ребенка являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков. Лишение ребенка слухо-речевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способность его использовать возможности своего остаточного слуха. Доказано, что в таких случаях дети с трудом наверстывают упущенное и имеющиеся у них потенциальные способности к речи, чтению и письму редко развиваются до конца. Оптимальный период для начала направленного развития слуховой функции соотносится с самыми первыми месяцами жизни (до 4 месяцев). Если слуховые аппараты начинают применяться после 9-месячного возраста, аудиолого-педагогическая коррекция бывает менее эффективной. Учет вышеизложенного особенно важен в связи с тем, что, по данным статистики, нарушения слуха у детей в 82% случаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е. в доречевой период или в период становления речи.
Определяющим фактором в проблеме реабилитации детей с нарушенным слухом является время начала работы с тугоухим или глухим ребенком. Поэтому правильная оценка состояния слуховой функции имеет особую значимость у детей раннего возраста, поскольку своевременный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к их реабилитации и помещению в речевую среду.
Современное развитие техники и создание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют выявлять нарушения слуха в любом возрасте, даже у новорожденных.
У новорожденных и у детей раннего возраста нарушения слуха главным образом являются наследственными и врожденными.
Тугоухость и глухота: факторы риска
При определении показаний для исследований слуха у детей этой возрастной группы следует учитывать факторы риска по тугоухости и глухоте. Выделение таких факторов повышает чувствительность скриннинговых1 методик исследования слуха в 35 раз и обеспечивает идентификацию свыше 75% новорожденных с выраженной степенью снижения слуха.
К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:
* неблагоприятное течение беременности: токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестоз (осложнение беременности, проявляющееся повышением артериального давления, появлением отеков, белка в моче), опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов: СТРЕПТОМИЦИНА, МОИОМИЦИНА, НЕОМИЦИНА, КАНАМИЦИНА, ГЕИТАМИЦИНА, АМИКАЦИИА, ТОБРАМИЦИНА и пр., которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием; алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
* патологические роды:преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии (прекращению поступления кислорода) и внутричерепной травме плода;
* патология периода новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных (состоянием, связанным с разрушением резус-положительных эритроцитов плода антителами резус-отрицательной матери), недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.;
* факторы риска раннего детства: сепсис — появление и размножение болезнетворных бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лор-органов; черепно-мозговые травмы; применение ототоксических антибиотиков; наркоз и др.;
* наследственная патология: угроза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составляет 50%. Наследственная тугоухость в подавляющем большинстве случаев является сенсоневральной (при этом происходит нарушение звуковосприятия, т.е. звук доходит до слуховых клеток-рецепторов, а они или слуховые проводящие пути не работают). Различают следующие формы наследственной сенсоневральной тугоухости:
1. Изолированная, т.е. без другой сопутствующей патологии.
2. Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими, как:
* аномалии наружного уха;
* заболевания глаз;
* заболевания костно-мышечной системы;
* поражения кожных покровов;
* заболевания почек
* патологии нервной и эндокринной систем.
Диагностика нарушений слуха
Первую оценку состояния слуха ребенка дает педиатр или оториноларинголог на основании опроса родителей.
Анкета-вопросник для родителей
1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
3. Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
4. Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?
5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
7. Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяцев?
8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
9. Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?
10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков и каких?
Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребенка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.
О 4 — 7-месячных детях выясняют, делают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голоса.
В 7—9 месяцев родители могут охарактеризовать способность ребенка определить источник звука.
В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются особенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слышать, не видя говорящего, а также каковы его ответные звуки, словарный запас.
Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широкополосный шум различной интенсивности.
При этом фиксируют различные реакции ребенка: безусловный ориентировочный рефлекс (рефлекс Моро), когда ребенок раскидывает руки и совершает ими обнимающие движения и др.; замирание тела или «застывание» ребенка; движение конечностей, разведение рук и ног в стороны; поворот головы к источнику звука или от него; гримасы лица (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз); сосательные движения; легкая дрожь всего тела ребенка при пробуждении; широкое открывание глаз; изменение ритма дыхания, пульса, и т.д. Внимание уделяют трем видам ответов: рефлекторным реакциям, слуху (поведение в ответ на звуковой сигнал) и слушанию (прислушивание, обращение малыша в сторону источника звука).
У новорожденных исследование проводят в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или 1 час после кормления). Для этого используют шум интенсивностью 90 дБ УЗД(интенсивность, обозначенная на звукореактотесте, достигается при расположении прибора на расстоянии 10 см от уха) в режиме автоматического прерывания сигнала. Частота предъявления сигнала — 3 Гц.
Это исследование проводится врачом. Ребенка необходимо уложить на твердый матрас таким образом, чтобы голова лежала свободно и прямо, а руки и ноги оставались свободными. Следует помнить, что новорожденному ребенку трудно поворачивать голову с одной стороны на другую, так как ему мешает затылочный бугор. Поэтому после каждого поворота головы на звук необходимо уложить голову ребенка вновь на затылок. Исходя из того что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом («правши»), тест следует проводить, начиная со стимуляции правого уха, а затем — левого. У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяющиеся стимулы, поэтому целесообразно ограничивать количество предъявлений стимула до 2— 3 и увеличивать время межстимульного интервала.
Реакция считается положительной, если новорожденный три раза отвечает на звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: «Слышит ребенок или не слышит?»
У детей в возрасте старше 7 месяцев двигательная реакция характеризуется относительной быстротой.
Описанная методика исследования слуха с помощью поведенческого скрининга может быть использована и для детей старше 9—10 месяцев, но им предъявляют как шумовые сигналы, так и тональные посылки частотой 500, 2000 и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД в непрерывном режиме. В этом возрасте дети реагируют на звуковые стимулы быстрым поворотом головы в сторону источника звука.
В случае односторонней потери слуха ребенок реагирует только в сторону здорового уха независимо от расположения источника звука.
При подозрении на снижение слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический центр (кабинет) на аудиологическое обследование объективными методами. К таким методам относятся:
1. Акустическая импедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акустической проводимости) звукопроводящего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии проводится запись тимпанограммы и акустического рефлекса. Это позволяет определить наличие тугоухости и ее характер.
2. Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) используют при проведении скриннинговых обследований новорожденных и детей первых лет жизни. ВОАЭ представляет собой чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом в ответ на звуковую стимуляцию, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона.
3. Компьютерная аудиометрия по СВП основана на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, возникающих в результате акустической стимуляции органа слуха. С помощью компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам определяют объективный порог слуха.
Скрининговое исследование слуха новорожденных с факторами риска по тугоухости и глухоте, основанное на регистрации ВОАЭ и КСВП, — идеальная модель аудиологического скрининга в настоящее время. Для ее реализации необходимо не только оснащение соответствующей аппаратурой, но и объединение усилий персонала родильных домов, неонатологов, педиатров и сурдологов (врачей, занимающихся обследованием и коррекцией слуха) с целью максимального охвата новорожденных аудиологическим скринингом.
Общепринятым является мнение, что родители или другие члены семьи — первые, кто обращает внимание на возможные проблемы со слухом у ребенка. Тем не менее многие из них не знают, что следует предпринять. Неоценимую помощь в этом случае оказывают информация и литература, акцентирующие внимание родителей на проблеме и путях ее решения.
Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть достигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров, сурдологов. Необходимо, чтобы врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхаживания недоношенных учитывал наличие у каждого ребенка факторов риска по тугоухости и глухоте (рассмотрены нами выше).
При наличии хотя бы одного из перечисленных факторов врач-неонатолог отмечает в индивидуальной карте новорожденного: «Угрожаемый по тугоухости», указывая фактор. При выписке из стационара с родителями проводится беседа, ориентирующая их на возможно более раннее обследование ребенка.
После выписки такие дети берутся на диспансерное наблюдение в поликлинике по месту жительства врачом-педиатром, который знакомит родителей с анкетой-вопросником, отражающей нормальные реакции на звуки у детей различного возраста.
Наличие факторов риска по тугоухости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления ребенка для аудиологического обследования (исследования слуха). Раннее выявление нарушений слуха и своевременное проведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
1Скрининговые исследования проводятся у всех новорожденных для максимального полного выявления данной патологии.
http://9months.ru/zdorovie_malysh/832
Комментарии
милениум 04 июня 2020 17:26
Sova08 04 июня 2020 17:26
Натулик 04 июня 2020 17:26
sashaspm 04 июня 2020 17:26