Официальная интернет-версия бумажного журнала

Игрушечное развитие

Это только кажется, что маленькие дети спят, едят и плачут. На самом деле, даже когда они видят сны, надрываются от крика или уплетают за обе щеки мамино молоко, в головном мозге у них активно формируются нейронные связи, от которых в будущем будут зависеть их способности. Поэтому грамотные родители удовлетворяют не только физические потребности малыша, но и его интеллектуальные, эмоциональные и даже духовные запросы. А развивающие игры и игрушки, которых сейчас масса в каждом детском магазине, им в этом помогают.

Обычно игрушек в детской больше, чем нужно ребенку, — стараются и родители, и многочисленные родственники-знакомые, несущие в дом все новые и новые подарки. Но, хотя любая игрушка чему-нибудь да учит малыша, собственно развивающими являются далеко не все. Большинство игрушек служит лишь для развлечения и уже потом — для развития, обучения или даже лечения (есть и такие). Вот почему родителям, мечтающим вырастить маленького гения, надо быть очень внимательными и любознательными.

От нуля до года
На первом году жизни ребенок активно знакомится с окружающим миром, пробуя его на вкус и на ощупь. Соответственно игрушки для этого возраста должны быть такими же безопасными, как и еда, которой кормите вы кроху, а также прочными. Ведь любой новый предмет малыш будет пытаться жевать, кусать, облизывать, грызть, вертеть, трясти, бросать на пол, рвать, мять… Так он знакомится со свойствами предметов. Хорошо, если цвета игрушки будут яркими и контрастными, конфигурация и покрытие — разными. Игрушки на ощупь могут быть мягкими, твердыми, гладкими, шероховатыми, ворсистыми. Главное, чтобы у них не было мелких непрочных деталей. Малышей также очень привлекают игрушки, которые издают разные звуки или светятся: они развивают зрение, слух и внимание.

Первая игрушка — это погремушка. Важно, чтобы у нее была удобная ручка, достаточно тонкая и удобная для захвата маленькими пальчиками. Также игрушки для грудничков не должны быть тяжелыми, слишком сложными и состоящими из многих деталей. И конечно, они обязательно должны быть сделаны из экологически чистых материалов: сертифицированного по всем правилам пластика без токсичной краски, прочного дерева, устойчивого для маленьких и острых зубов, или даже серебра — есть и такие изыски в наше время. И конечно, любые игрушки для крошек должны выдерживать многократное мытье.

Время мобилей — от рождения до полугода (или до того момента, как малыш начинает садиться и пытаться вставать в своей кроватке). Для детей старше 6 месяцев мобили могут быть даже опасными, ведь кроха, дотянувшись до них, рискует уронить на себя конструкцию или запутаться в веревочках, на которых подвешены декоративные элементы. Мобиль, который призван не успокаивать, а развивать ребенка, может быть даже черно-белым: именно такой цветовой контраст новорожденному интереснее всего. Предполагается, что из всех цветов ребенок первым начинает различать красный, затем к нему добавляются чистый, без полутонов, синий, зеленый, желтый, оранжевый. Музыка, под которую вертятся игрушки, также важна: классика с точки зрения развития — лучше всего.

Затем наступает очередь развивающих ковриков из разнофактурных тканей, с яркими рисунками и пришитыми деталями: с ними можно проделывать всевозможные манипуляции: крутить, тянуть, теребить, пытаться оторвать. Важно, чтобы все эти пуговички, молнии, липучки, ушки и хвостики были прикреплены намертво. Хорошо, если такой коврик снабжен «музыкальным сопровождением»: это может быть встроенный динамик, играющий классическую музыку и популярные детские песенки, или, например, приспособления, воспроизводящие голоса тех животных, которые изображены на коврике. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений хороши мягкие книжки из ткани разных фактур с пищащими, шуршащими элементами и зеркальцами, и пластиковые книжки для ванной. Полезны и музыкальные центры: нажимая на кнопку, ребенок извлекает звук, что полезно не только для слуха, но и для его логического мышления. Звуков вокруг малыша вообще должно быть много. поэтому купите чаду барабан или металлофон.
Ближе к году ребенку становятся интересны всевозможные пирамидки и игрушки, построенные по принципу матрешки. Пирамидки могут состоять из 3–4 колец или из формочек, которые ставятся одна на другую. Полезны для познания и формочки, вкладывающиеся одна в другую, и всевозможные кубики. А их существует масса! Мягкие поролоновые «мякиши» призваны в основном познакомить ребенка с формой и цветом, хотя из них можно строить безопасные замки. Кубики Никитина способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей, склонности к анализу и синтезу. С помощью кубиков Зайцева родители-книгочеи учат свое чадо читать с пеленок.
А заводные игрушки, которые надо приводятся в действие поворотом ключа, не только забавны, но и развивают мелкую моторику.

От года до двух
Если на первом году жизни ребенка главная задача его игрушки — стимулировать глаза, уши и маленькие пальчики, то подросшему испытателю нужны игрушки, развивающие координацию движений, контроль над малой и основной моторикой, логику, понимание причинно-следственных и пространственных связей. Если для младенца игрушкой может стать практически любой предмет, то сейчас малыш начинает осознавать, что каждая вещь имеет определенную функцию и не всегда является игрушкой.
В этом возрасте детей очень увлекают машинки, которые можно катать, и игрушки-каталки, помогающие совершенствовать навык ходьбы. Пирамидки становятся больше, состоят из 7–8 частей. Ребенок с удовольствием играет большими мячами из самых разных материалов, и «забивает гвозди» игрушечным молотком (что очень хорошо для развития мелкой моторики). Игрушки все больше напоминают предметы обихода из мира взрослых: появляется, например, кукольная посуда или мебель.

Обычно в детской ребенка после года много сортеров, пазлов и шнуровок. Сортеры — это всевозможные емкости с окошками различной формы, в которые нужно пропихивать соответствующие детали. Это может быть «логический куб» или забавная черепаха с дырочками на спине. Детали также могут отличаться не только формой, но и цветом. Пазлы лучше выбирать деревянные, прочные (время картонных картинок наступит чуть позже, а пока малышу их давать рано — он еще не избавился от привычки все жевать). Сначала это могут быть простые геометрические фигуры, потом нужно будет подбирать пару: овечке — ягненка, а кошке — котенка. Любимым для малыша может стать паззл, который позволяет одеть в разные наряды нарисованного мишку.

Шнуровка поначалу сложна для маленьких пальчиков. Для первых опытов выбираем прочную — деревянную или пластмассовую, незамысловатой формы, с максимально большими отверстиями и толстым шнурком. Когда ребенок подрастет, наступит очередь мягкой флексики — замечательного развивающего приспособления, придуманного отечественными умельцами. Вспененная резина, из которой делаются эти игры, способна превращаться буквально во все: огромные напольные пазлы или «нашлепки» для игр в ванной, шнуровки, головоломки, мягкую азбуку на магнитах, пирамидку. Играя с ней, малыш не может пораниться, но есть одно «но»: флексику маленьким «грызунам» без присмотра взрослых лучше не давать.

В отличие от развлекающих, развивающих игрушек много не бывает. Ведь каждая пирамидка или пазл другой открывает новые просторы для познания и творчества: у каждого из них свои цвет, форма, сюжет. Не стоит чураться отечественных товаров: может, иногда они не столь презентабельны, как чужеземные аналоги, но что касается познавательных функций, здесь они могут дать фору иностранным конкурентам (многие импортные игрушки, кстати, основаны на идеях и изобретениях именно российских умельцев). А цены на них гораздо ниже, и это приятно, особенно если учесть, что (смотри выше) развивающих игрушек много не бывает.

Электронная версия