Официальная интернет-версия бумажного журнала

Мобильный автотрон

Даже самую первую поездку в своей жизни — возвращение из роддома домой — малыш должен совершить в автокресле. Этого требуют и правила дорожного движения, и простой здравый смысл. Ведь держа малыша на руках, мама не сможет обеспечить его безопасность в случае резкого торможения (не говоря уж о столкновении).

Почему без него нельзя?
Малыш, которого держат на руках или коленях, попросту вылетит из рук взрослого, если тот пристегнут. А если не пристегнут, то в общей куче-мале кто-нибудь кого-нибудь обязательно придавит. Малыш подрос и уже сам карабкается на сиденье автомобиля? Это не повод пристегивать его обычными ремнями безопасности: в силу малорослости седока они пройдут аккурат по его шее, что, ясное дело, очень опасно.
Физиологические особенности малыша делают его особенно уязвимым в поездке на машине. Не только авария — любая кочка или выбоина на дороге может стать причиной травмы. Все дело в том, что головка у младенцев очень большая и тяжелая, по сравнению с остальным телом, а шея — слабенькая. Любое сотрясение — не к добру. Вот почему очень важно, чтобы малыш находился в хорошо амортизирующем кресле с надежным и высоким подголовником.

В какой ты группе?
Кресло важно подбирать с учетом возраста, роста и веса малыша. Но совершенно не обязательно менять кресла, как одежду, из которой вырос ребенок, — в наши дни есть универсальные модели, одинаково подходящие и для новорожденных, и для непоседливых четырехлеток.

Группа 0+. Для самых маленьких — от рождения до года. Ну или до 13 кг — кому как удобнее считать. Характерная черта этих моделей — ручка, которая позволяет использовать их и как люльку-переноску. Такие кресла похожи на гнездышки — обтекаемые, глубокие, внутри — анатомические амортизационные вкладыши, которые позволяют ребенку, который еще не умеет сидеть, чувствовать себя комфортно и при этом быть полностью защищенным. Обязательны пятиточечные ремни безопасности внутри самого кресла. А внешне они могут крепиться жестко, системой «Изофикс», устанавливаться на специальную базу или просто пристегиваться «взрослыми» ремнями безопасности. Типичными представителями данной группы являются модели Primo Viaggio от Peg-Perego, Seggiolino Auto B-Max от Brevi и Pebble от Maxi-Cosi. Кстати, эта группа кресел удобна тем, что многие модели идут в комплекте с колясками. Например, Pebble можно устанавливать на раму колясок Maxi-Cosi и Quinny в качестве прогулочного блока.

Группа 0–1. Это уже вполне солидно выглядящие кресла. Маленьким путешественникам, которые в них путешествуют, может быть и несколько недель от роду, и 3–4 года, поскольку они рассчитаны на ребенка от рождения и до 18 кг. Младенцев в таких креслах помещают спиной по ходу движения в положении полулежа, а детей постарше — лицом по ходу движения и сидя.
Типичный представитель данной группы — автокресло Brevi Grand Prix. Один из рекордсменов безопасности для детей и очень удобно для родителей: кресло регулируется практически по всем параметрам. Например, спинку можно устанавливать в шести положениях.

Группа 1. Кресла рассчитаны на детей с 9-месячного возраста до 4 лет (9–18 кг). Важная деталь этих кресел — боковая защита (в том числе и головы), глубина сидения и наличие подголовника.

Группа 1,2,3. Кресла этой группы наиболее универсальны, поскольку рассчитаны на детей весом от 9 до 25–36 кг. Пример такого кресла — I-Max SP IsoFix от Nania, которое имеет литую пластиковую основу и широкое сидение, которое позволит путешествовать с комфортом ребенку любой комплекции и роста, в любое время года. Важно, что пятиточечный ремень безопасности регулируется по высоте в трех положениях, имеет фиксатор, который надежно удерживает его на плече ребенка, и звуковой сигнал на отстегивание.
В этой же группе есть и кресла-трансформеры, которые можно использовать вплоть до 12 лет — то есть того возраста, когда по правилам ребенку уже можно разрешать ездить «по-взрослому». Спинка у таких моделей снимается, а само кресло превращается в бустер — подставку, которая увеличивает рост ребенка на взрослом сидении и позволяет достаточно безопасно пристегивать его взрослыми ремнями. Такая возможность есть у кресла-трансформера Travel Evolution от CAM.

Группа 2, 3. Сиденья-подставки, или бустеры, для детей весом от 15 до 36 кг. Они обеспечивают правильную высокую посадку подросшего ребенка, пристегнутого взрослыми ремнями безопасности: ремень проходит не на уровне шеи, а на уровне плеч. Устанавливаются только на заднем сиденье.

Куда и чем прикреплять?
Некоторые модели кресел позволяют родителям самим выбирать способ крепления — оно может быть жестким, к раме автомобиля при помощи системы «Изофикс», или обычным «пристегиванием» штатными ремнями безопасности. Таким вариативным креслом, например, является Romer Duo Plus — одно из самых безопасных кресел группы 1 (9–18 кг) по результатам многих краш-тестов.
Ремни лучше выбирать пятиточечные — в таких у ребенка практически нет шансов выскользнуть или выпутаться, чем маленькие дети очень любят заниматься во время быстрой езды. Если же ремни крепления — трехточечные, важно, чтобы их конструкция обеспечивала надежную фиксацию ребенка в кресле.
Система регулировки должна быть максимально простой и понятной. В идеале, мама или папа одним движением руки должны быстро и надежно «пристегивать» свое верткое чадо к безопасному креслицу. Для этого некоторые кресла можно разворачивать, не снимая со стойки, другие модели позволяют легко убирать ремни, чтобы не мешались в процессе посадки-высадки. Длина, подгонка ремней под меняющийся рост ребенка — чем легче это осуществлять, тем удобнее будет кресло в использовании.

Как выбрать правильно?
Личный опыт. Ориентируясь на рост и вес малыша, при покупке все же обязательно «примерьте» кресло на ребенка. Производители могут дать лишь общие рекомендации, а все дети — разные. Они, например, все чаще рождаются богатырями под 4 кг. Один малыш может быстро расти в высоту, другой — в ширину. К тому же, по наблюдениям медиков, российские дети в принципе крупнее своих европейских сверстников, а значит, европейские маркировки им не всегда подходят.

Примерка номер 2. Не забудьте примерить кресло и на машину! А то вдруг уже после покупки выяснится, что способ крепления кресла методом «Изофикс» конкретно для вашего авто не подходит. К тому же кресло должно гармонично вписаться в изгибы сиденья автомобиля: у некоторых моделей есть возможность подстройки, у некоторых — нет.
Больше вариантов. Семь позиций регулировки по высоте ремней безопасности, 5–6 положений самого кресла, а не только «сидя» и «лежа» — все это дает возможность подстроить стандартное кресло под вашего маленького индивидуума. Например, возможность регулировки боковой защиты по ширине, как у автокресла QuickConfort Renolux, позволит втиснуть «в рамки» даже очень упитанного ребенка.

Пройдите обучение. Еще в магазине нужно научиться обращаться с будущей покупкой. Показать, как установить его в машине, пристегивать ребенка и вообще использовать по назначению все полезные функции автокресла, должен профессионал-консультант. Если это невозможно, внимательно изучите инструкцию перед установкой — даже очень хорошее кресло, закрепленное в салоне неправильно, может стать опасным. Кстати, некоторые производители предусмотрели и это: для родителей-«чайников» Maxi-Cosi специально создали базу крепления кресел Familyfix, которая оснащена звуковым и световым индикаторами: они сразу дадут знать, если кресло установлено неправильно.

На вкус и цвет. Помимо функциональности, обращайте внимание и на внешний вид кресла. Сейчас практически каждый изготовитель использует суперсовременные материалы, системы, позволяющие коже дышать даже в жару на синтетике, эргономичные вкладыши и тому подобные приспособления, способные облегчить жизнь, особенно в дальних переездах. По меньшей мере, выбирайте такие чехлы, которые можно снимать и стирать в стиральной машине: с детьми в поездках, как вы понимаете, бывает всякое.
Дешевле недаром. Не гонитесь за дешевизной: у известных марок и кресла известны своей надежностью, проходят массу краш-тестов и других испытаний. Все это подтверждается сертификатами по стандарту ECE R44/03 или еще более строгим стандартом ECE R44/04, который введен с прошлого года.

Также не покупайте подержанные автомобильные кресла: никто не даст гарантии, что они не побывали в аварии или не имеют скрытых дефектов от предыдущего использования.
Каждому свое. Число кресел должно быть равно количеству детей в машине. Специальных автокресел для двойняшек нет: скрепленные между собой сиденья не обеспечивают должной безопасности.

Нынешние молодые родители не замыкаются в четырех стенах. Они мобильны, смело ездят на работу и в гости, на дачу и в длительные путешествия, прихватив с собой малыша. А значит, автомобильное кресло должно стать чуть ли не первой покупкой: если без коляски, кроватки, детской косметики и даже пустышки малыш первое время сможет обойтись, то без автокресла — вряд ли.

Электронная версия