Официальная интернет-версия бумажного журнала

Как пережить кризис?

Известная истина: «маленькие детки — маленькие бедки» бесспорна, поскольку подтвердить ее могут любые родители, чей ребенок достиг хотя бы годовалого возраста.

Взросление начинается
Действительно, приблизительно до этого момента малыш был скорее пассивным участником разнообразных дел, инициатором которых выступали окружающие его взрослые. Его умывали, одевали, кормили, катали в коляске, укладывали спать — словом, проделывали множество действий, которым он вынужден был подчиняться. Конечно, будучи и нескольких месяцев от роду, кроха порой сопротивлялся. Но едва «повзрослев» и покрепче встав на собственные ножки, малыш начинает показывать и собственное «я».
К этому моменту он уже многое умеет и стремится всеми силами вникнуть в окружающее пространство, предметы и манипуляции с ними. На втором году жизни начинается интенсивное развитие всех органов и систем, причем не только физическое, но и психическое. Однако процесс этот, разумеется, небыстрый и довольно непростой, а потому и малышу, и родителям, необходимо набраться терпения.

Взрослым, конечно, сделать это проще — они хотя бы осознают ситуацию. А вот малютке приходится приспосабливаться к новому себе, и сделать это далеко не всегда оказывается легко. Именно поэтому родителям часто кажется, что ребенок делает назло. Не хочет гулять вместе, постоянно вырывается и пытается убежать, а через минуту плачет и просится на руки. Происходит это, естественно, не от вредности, а потому, что в годовалом возрасте крохе нужны и самостоятельное познание мира, и родительская поддержка, придающая ему чувство уверенности в себе.

Правила — для всех
Годовалого ребенка можно назвать настоящим искателем приключений, крепко держащимся за мамину юбку. Именно сейчас он находится на пути познания добра и зла, учится отличать хорошие поступки от плохих. И то, что взрослым кажется само собой разумеющимся, для маленького исследователя является откровением. Оказывается, мячик бросать можно, а игрушки — нельзя. Наливать водичку из бутылочки в чашку разрешается, а на пол — нет. Правил настолько много, что крошечному человечку очень трудно запомнить их все сразу, особенно тогда, когда правила эти постоянно меняются. Поэтому при воспитании малыша окружающим его родственникам нужно быть не только терпеливыми, но и последовательными, а также согласовывать друг с другом свои действия и реакцию на проступки ребенка. Только в этом случае у него сформируется правильный стереотип поведения. Ведь если бабушка будет разрешать то, что запретил папа, а мама лишь ласково улыбнется в ответ на явно непозволительную шалость, за которую накануне отругал дедушка, малыш вряд ли сумеет понять, как же конкретно ему следует себя вести в той или иной ситуации.

Наука для взрослых
Попытки разобраться в этом при таком скудном опыте жизни приводят к тому, что у ребенка увеличивается напряжение, он становится раздражительным, плаксивым, а со временем — все менее покладистым. Если же в семье все придерживаются определенной линии поведения, то и самому младшему ее члену гораздо проще сориентироваться. Он довольно быстро уловит взаимосвязь между действием и последовавшей реакцией, а значит, достаточно легко и безболезненно овладеет искусством быть, а не казаться хорошим. Кстати, взрослым стоит запомнить еще одну мудрость, столь же известную, сколь и часто забываемую: не обсуждать между собой поведение ребенка в его присутствии. Возможно, родителям не сразу удастся достичь компромисса, так пусть этот спор останется за закрытыми дверями.

Кроме того, устанавливаемые правила должны быть тщательно обдуманы. Не стоит вводить бесконечное число запретов. Безусловными являются только те, которые касаются безопасности малыша и взрослых, а также защиты собственности. Например, нельзя вырывать руку, переходя дорогу, обижать слабых, ломать мебель, бить посуду… Однако некоторые «нет» не столь категоричны, а зависят от ситуации, времени, пространства. Допустим, есть мороженое на холоде нельзя, а придя домой — можно. То есть взрослым нужно быть твердыми и гибкими одновременно и никогда не забывать хвалить детей за правильное поведение — это является самым лучшим стимулом для того, чтобы и дальше вести себя хорошо.

В годовалом возрасте малыш начинает себя самоиндентифицировать. Он очень любит родителей, но стремление к независимости вступает в конфликт с этим чувством. Приучая малыша к нормам существования в обществе, родителям нужно быть готовым к тому, что далеко не все правила, не всегда и не сразу будут беспрекословно выполняться. И дальше проще не будет, ведь это лишь первый кризис в череде тех, что предстоит пережить, когда ребенку исполнится 2–3 года, 6–7, 12–14 лет. Поэтому чем быстрее удастся наладить конструктивное общение с подрастающим человеком, тем легче будет и ему, и родителям справляться с возникающими трудностями.

Электронная версия