Официальная интернет-версия бумажного журнала

Развитие с пеленок

Ритм нашей жизни неуклонно убыстряется, и надо спешить – так считают многие современные мамы. И для того, чтобы их кроха успел чего-то добиться в жизни, начинают его обучение чуть ли не с пеленок. Самое смешное, что раннее развитие – примета не только нашего времени. Еще в конце XIX века педагоги заметили, что чем младше ребенок, тем быстрее он овладевает знаниями. Поэтому многие методики раннего развития зародились еще на заре прошлого века и до сих пор успешно используются специалистами. Чтобы родителям было легче выбрать из них ту развивающую программу, которую они считают наиболее подходящей для своих детей, расскажем о самых распространенных.

Монтессори-педагогика
Доктора медицины Марию Монтессори считали чуть ли не пророком и называли главным реформатором педагогики ХХ века. Ее методика родилась из многолетнего наблюдения за детьми разного возраста, за тем, какие у них возникают потребности и как именно они осуществляют свои желания. Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Согласно этой методике, вокруг ребенка создается особая среда, в которой он действует самостоятельно. Маленький человечек упражняет тело, ум и душу, приобретает личностный жизненный опыт, учится сопоставлять и упорядочивать различные явления и предметы. Роль учителя при этом сводится к наблюдению и помощи только в те моменты, когда этого потребует сам ребенок. Девизом Монтессори-педагогики считаются слова: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори разработала серии игр, в которых малыш может сам контролировать собственные действия, замечать и исправлять свои ошибки. Это развивает в нем уверенность в собственных силах. Во время занятий в группе кроха может выбирать не только вид деятельности, но и решать, взаимодействовать ли с другими детьми либо играть одному.

Программа Домана
У американского врача, основателя филадельфийского Института ускоренного развития ребенка Глена Домана есть масса последователей, но и немалое число противников. Тем не менее созданная им методика может дать неплохие результаты, особенно если тем, кто проводит занятия, удается должным образом адаптировать ее к жизненным условиям и сочетать с другими педагогическими системами.
Доман утверждает, что главнейшим способом познания мира является зрительное восприятие. Согласно его учению, детям буквально с первых дней жизни нужно периодически показывать серии карточек по разным отраслям знаний. Изображения – как слова или нанесенные точки, так и изображения растений, животных, великих людей, исторических событий. Такой опережающий подход к обучению стимулирует более быстрое развитие всех отделов мозга, и чем раньше начать его применять, тем более выдающихся результатов удастся добиться. Но есть и минусы: методика трудоемка, ее тяжело выполнить в полном объеме. Если следовать абсолютно всем рекомендациям доктора, то у детей не останется времени ни на подвижные занятия, ни на игры (кстати, Доман – противник любых игрушек). Главное отличие от Монтессори-педагогики – ребенок не является активным участником и главным действующим лицом процесса обучения, он его объект, который пассивно поглощает информацию, не участвуя в познании мира никаким иным способом. Поэтому к делу нужно подходить творчески и обязательно «разбавлять» карточную систему развивающими играми и физическими занятиями.

Вальдорфское образование
Альтернативная педагогическая система была основана соратником Елены Блаватской, антропософом Рудольфом Штайнером еще в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование – одна из крупнейших в мире независимых образовательных систем. Главный принцип – «неопережение» развития ребенка и предоставление ему всех возможностей для развития в его собственном темпе, что предполагает индивидуальный подход к каждому крохе. Предпочтение отдается натуральным материалам и игрушкам и пособиям, которые кажутся незавершенными, а потому, считается, стимулирует фантазию детей. Учебный материал подается блоками и тремя способами: духовным (активное мышление), душевным (музыка и эвритмический танец) и креативно-практическим (лепка, рисование, шитье и так далее). Таким образом можно изучать все, от истории и этики до математики и чтения. Впрочем, серьезные предметы включают в образовательный процесс только после начала периода полового созревания (то есть около 12 лет) – до этого времени, считается, нужно апеллировать не к интеллекту малыша и абстрактному мышлению, а к чувствам. И это основной минус методики: науку, требующую логики, техники, анализа и эксперимента, вальдорфцы недолюбливают и считают негодной.

Методика Никитиных
Наиболее полная и эффективная система развивающих игр была разработана в России педагогами-новаторами, многодетными родителями Борисом и Леной Никитиными. Направлена эта методика на развитие физических и творческих способностей детей. Никитины обнаружили и описали такое явление, как «НУВЕРС» – «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей», — и создали целый комплекс развивающих игр, которые можно использовать с самого раннего возраста и которые позволяют малышу развивать способности, заложенные в нем природой. Все предложенные Никитиными игры являются вполне пластичным «материалом», который можно дополнять, расширять и всячески усовершенствовать сообразно потребностям ребенка.
Основное правило одно – обязательное участие в занятиях родителей, поскольку только путем наблюдения за старшими младшие постепенно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками в подходящем для их возраста объеме. Однако у этой системы также есть недостатки, и весьма существенные, поскольку в ней совершенно не уделяется внимание обучению чтению, счету, письму и другим необходимым предметам.

Система Зайцева
Система петербургского педагога Николая Зайцева основана на естественной потребности каждого ребенка в игре. Зайцев разработал многочисленные пособия для малышей, наиболее известными из которых являются знаменитые «кубики Зайцева». На разные по размеру, цвету, издаваемому звучанию кубики нанесены все слоги русского языка. Это позволяет ребенку 3,5–4 лет научиться читать буквально с первых же занятий, а детишкам чуть старше года – одновременно начать говорить и читать. Если немного изменить авторский подход к обучению и сделать его в еще большей степени игровым, малыши научатся читать действительно играючи. «Математика Зайцева» не подходит для совсем маленьких детей из-за необходимости использования таблиц, однако по ней можно заниматься уже с 3–4 лет. Кстати, многие из принципов такой математики прекрасно «работают» при занятиях с различными играми и игрушками.

Как нельзя объять необъятное, так невозможно в одной методике учесть все нюансы обучения. Задача родителей –  не замыкаясь на чем-то одном, узнать как можно больше о разных системах раннего развития и выбрать из них те, которые больше подходят для темперамента, склада характера, скорости обучения именно их ребенка. Только такой     комплексный подход даст по-настоящему удивительные результаты.

Электронная версия