Официальная интернет-версия бумажного журнала

Некоторые методики раннего развития ребенка

Ритм жизни убыстряется с каждым годом. Для того чтобы ребенок успел чего-то добиться в жизни, необходимо начать его обучение как можно раньше — именно так считают многие современные мамы.

Есть из чего выбирать
Впрочем, идея эта не нова: еще в конце XIX веке выдающиеся педагоги замечали, что чем младше ребенок, тем быстрее овладевает он новыми знаниями. За прошедшие годы было разработано и внедрено в жизнь немало различных методик раннего развития: вальдорфская система, программа «ТРИЗ», метод Макато Шидича. Этой проблемой занимались и российские, и зарубежные энтузиасты, предлагающие свои подходы к обучению малышей: Сесиль Лупан, Шалва Амонашвили, Ховард, Мария Гмошинская и многие другие. Чтобы родителям было легче ориентироваться в большом количестве методик раннего развития и выбрать из них ту, которую они считают наиболее подходящей для своих детей, сегодня мы расскажем о некоторых наиболее распространенных развивающих программах.

Монтессори-педагогика
В первую очередь следует упомянуть «пророка, главного реформатора педагогики ХХ века», доктора медицины Марию Монтессори. Ее методика возникла непосредственно из наблюдения за детьми разного возраста, за тем, какие у них возникают потребности и как именно они осуществляют свои желания. Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Согласно этой методике, вокруг ребенка создается особая среда, в которой он действует самостоятельно. Маленький человечек упражняет тело, ум и душу, приобретает личностный жизненный опыт, учится сопоставлять и упорядочивать различные явления и предметы. Роль учителя при этом сводится к наблюдению и помощи только в те моменты, когда этого потребует сам ребенок. Девизом Монтессори-педагогики считаются слова: «Помоги мне это сделать самому».
Основываясь на многолетних наблюдениях за детьми, Мария разработала серии игр, привлекательных для малышей разного возраста. Причем во время занятий ребенок может сам контролировать собственные действия, замечать и исправлять свои ошибки, что развивает в нем уверенность в собственных силах. Во время занятий в группе кроха может выбирать не только вид деятельности, но и решать, взаимодействовать ли с другими детьми либо играть одному.
Несмотря на то что материалов, используемых в методике Монтессори, довольно много, отдельные их элементы можно использовать и в домашних условиях, а также, проявив немного фантазии и зная основные направления метода, несложно придумывать свои игры и занятия.

Программа Домана
Известный американский врач, основатель филадельфийского « Института ускоренного развития ребенка» Глен Доман имеет как многочисленных последователей, так и немалое число противников созданной им методики. Тем не менее эта программа может дать неплохие результаты, особенно если тем, кто проводит занятия, удается должным образом адаптировать ее к жизненным условиям и сочетать с другими педагогическими системами.
В своей программе Доман утверждает, что главнейшим способом познания мира является зрительное восприятие. Согласно его учению, детям буквально с первых дней жизни нужно периодически показывать серии карточек по разным отраслям знаний, начиная с написанных слов, карточек с нанесенными на них точками и заканчивая изображениями растений, животных, великих людей, исторических событий… Глен Доман считает, что такой опережающий подход к обучению стимулирует более быстрое развитие всех отделов мозга. И чем раньше начать его применять, тем более выдающихся результатов удастся добиться.
К сожалению, эта методика довольно трудоемка и в полном объеме вряд ли выполнима. Если следовать абсолютно всем рекомендациям доктора, то у детей не останется времени ни на подвижные занятия, ни на игры (между прочим, Доман является противником любых игрушек). А главное, в отличие от Монтессори-педагогики, в этом случае ребенок становится не активным участником и главным действующим лицом процесса обучения, а его объектом, который должен только пассивно поглощать информацию, не участвуя в познании мира никаким иным способом.
Это, конечно, крайность, но если подойти к делу творчески и добавить к карточной системе развивающие игры и физические занятия, то малыши будут обучаться с удовольствием.

Методика Никитиных
Наиболее полная и эффективная система развивающих игр была разработана в России небезызвестными педагогами-новаторами, многодетными родителями Борисом и Леной Никитиными. Направлена эта методика, в противовес предыдущей, в основном именно на развитие физических и творческих способностей детей. Никитины обнаружили и описали такое явление, как «НУВЕРС» — «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей», — и создали целый комплекс развивающих игр, которые можно использовать с самого раннего возраста и которые позволяют малышу развивать способности, заложенные в нем природой. Все предложенные Никитиными игры являются вполне пластичным «материалом», который можно дополнять, расширять и всячески усовершенствовать сообразно потребностям ребенка.
Основное правило одно — обязательно участие в занятиях родителей, поскольку только путем наблюдения за старшими младшие постепенно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками в подходящем для их возраста объеме. Однако у этой системы также есть недостатки, и весьма существенные, поскольку в ней совершенно не уделяется внимание обучению чтению, счету, письму и другим необходимым предметам. Поэтому занятия Никитиных можно взять на вооружение, дополнив их элементами других методик.

Система Зайцева
Особенно удачной считается система Николая Зайцева, основанная на естественной потребности каждого ребенка в игре. Петербургский педагог разработал многочисленные пособия для малышей, наиболее известными из которых являются знаменитые «кубики Зайцева». На разные по размеру, цвету, издаваемому звучанию кубики нанесены все склады русского языка. Это позволяет ребенку 3,5–4 лет научиться читать буквально с первых же занятий, а детишкам чуть старше года — одновременно начать говорить и читать. Если немного изменить авторский подход к обучению и сделать его в еще большей степени игровым, малыши научатся читать действительно играючи. «Математика Зайцева» не подходит для совсем маленьких детей из-за необходимости использования таблиц, однако по ней можно заниматься уже с 3–4 лет. Кстати, многие из принципов такой математики прекрасно «работают» при занятиях с различными играми и игрушками.

Как нельзя объять необъятное, так невозможно в одной методике учесть все нюансы обучения. Задача родителей — не замыкаясь на чем-то одном, узнать как можно больше о разных подходах к раннему развитию и выбрать из них те, которые больше подходят для темперамента, склада характера, скорости обучения именно их ребенка. Только в этом случае применение комплексного подхода даст по-настоящему удивительные результаты.



Тимакова М.В.,
врач-педиатр, к.м.н.,
заведующая педиатрическим
отделением Клиники «Мать и Дитя»
(Группа компаний «Мать и Дитя»)

Электронная версия