Официальная интернет-версия бумажного журнала

От подгузника к горшку

Освобождение от подгузников и приучение ребенка к горшку — пожалуй, самый сложный момент в адаптации малыша ко «взрослой жизни» и один из главных шагов к осознанию себя индивидуумом. Процесс этот трудоемкий и требует внимательного отношения со стороны родителей: ведь мгновенное «освобождение» без поиска туалета было удобно для малыша, да и для взрослых. И самым мощным стимулом для ребенка при приучении к горшку является стремление стать большим, как мама и папа, которые умеют обходиться без подгузников.

Первое знакомство
Впрочем, горшок совсем не похож на унитаз, которым пользуются взрослые. Поэтому нужно объяснить ребенку, зачем он ему может понадобиться. Знакомство с горшком можно начинать задолго до его использования по назначению. Не стоит полагаться, что малыш сам мгновенно сообразит, для чего это нужно. Кроха может поиграть с горшком, усаживать туда кукол, мягкие игрушки, сам будет присаживаться в подгузнике. Важно привыкнуть к виду самого предмета. Даже если ребенок однажды воспользовался горшком правильно, это отнюдь не означает, что он сразу овладел данным навыком. Приучение займет определенное время.

Готовность к пользованию горшком
Малыш сам подаст сигнал о своей готовности, поэтому насильные высаживания бесполезны. Ребенок может отказываться из духа противоречия или будет испытывать чувство тревоги от того, что не оправдывает ожиданий родителей. Готовность к использованию горшка зависит от способности контролировать сокращения мочевого пузыря и кишечника. Кроме того, младенцу не только нужно избавиться от внезапных мочеиспусканий и дефекаций, но и уметь рассчитывать время, необходимое, чтобы добраться до горшка. В целом у девочек этот процесс занимает меньше времени, чем у мальчиков. Кроме того, у детей, научившихся «ходить» на горшок позднее, случается меньше проколов, поскольку они начали менять привычки в более взрослом возрасте и более осознанно.
Стоит ли торопиться с усаживанием малыша на горшок? Ответ на этот вопрос кроется в самом ребенке. Бесполезно заниматься «дрессурой», если кроха понимает, что с ним происходит, лишь тогда, когда струйка сбегает по его ногам. Чтобы начать обучение, лучше дожидаться некоторых признаков в поведении маленького человечка. Так, подгузник должен оставаться сухим в течение двух часов после того, как его сменили. Малыш демонстрирует способность подражать взрослым, умеет понимать несложные требования и инструкции, может объяснить словами или жестами, что ему надо в туалет, нетерпелив и беспокоен или же, напротив, совершенно неподвижен перед опорожнением кишечника.

Как помочь малышу
Кстати, готовность к дефекации гораздо заметнее, чем к мочеиспусканию. Поэтому достичь относительного успеха сначала обычно удается в контроле за работой кишечника. Поскольку, когда еда попадает в желудок, пищеварительный рефлекс задевает и прямую кишку, которая начинает сокращаться, стоит сажать малыша на горшок вскоре после приема пищи. Чтобы помочь ребенку контролировать мочеиспускание, можно попробовать пользоваться этим предметом сначала до и после дневного сна. Если успех достигнут, можно двигаться дальше, вплоть до ночного сна. Но прежде чем кроха научится просыпаться, чтобы сходить в туалет, пройдет немало времени, поэтому следует запастись терпением и хвалить малютку даже за самые скромные достижения.

Подсказывать, а не принуждать
В первые недели освобождения от подгузника важно быть рядом и внимательно наблюдать за ребенком. Сжимание ножками и топтание на месте, прижимание руками паха, нетерпеливые подпрыгивания, характерное выражение лица — явные сигналы необходимости посещения туалета. Малышу можно подсказать, что нужно воспользоваться горшком, но не принуждать к этому. Напоминать о необходимости сходить в туалет в первое время надо с момента пробуждения и несколько раз в течение часа. Усадив ребенка, можно присесть рядом, почитать книжку, спеть песенку, включить водичку — все это помогает расслабиться и нередко приводит к нужному результату. Если малыш не хочет больше сидеть, не надо его заставлять, однако горшок лучше держите наготове. Если кроха провел на горшке больше минуты, его следует похвалить, но не перестараться. В противном случае малютка может занервничать, боясь однажды не оправдать ожиданий взрослых. Разумеется, «аварии» неизбежны, но ругать и наказывать за это нельзя. Умение проситься в туалет никак не связано с понятием плохого или хорошего поведения. Правильнее воспринимать эти случайности спокойно, предлагая малышу сочувствие, а не выговор: «О, у нас тут лужица. Ладно, я ее уберу, но в следующий раз постарайся, пожалуйста, сходить на горшочек». Спустя некоторое время после привыкания ребенка количество подсказок нужно уменьшить. Важно научиться балансировать между напоминанием и принуждением. Можно вести так называемый «журнал успехов», повесить его в ванной комнате, отмечать дни, прошедшие без осечек, и определенным образом «награждать» маленького «героя».

Всему свое время
Нужно помнить, что у всех детей приучение к горшку происходит по-разному. Это процесс сугубо индивидуальный, не укладывающийся ни в какие жесткие рамки. Одни справляются сами еще до 2 лет, другим требуется немного больше времени, а у третьих случаются промахи в 4 и 5. Если малыша слишком часто преследуют неудачи, возможно, стоит отложить обучение и вернуться к подгузникам. Только не надо преподносить это ребенку как наказание: просто старт был взят слишком рано для него. Через несколько недель или месяцев попытки можно возобновить, и они, скорее всего, увенчаются успехом.

Для приучения к горшку важно выбрать подходящее время, когда в жизни малютки не предполагается никаких перемен типа переезда, появления новорожденного, болезни кого-то из родных. Главное — нужно помнить, что этот процесс довольно длительный, и относиться к неудачам философски. Рано или поздно малыш все равно добьется успеха, и тогда статья расходов на подгузники исчезнет из семейного бюджета.

Купить
архивные номера